О встрече Святейшего Патриарха Кирилла со священством и мирянами Тверской епархии: взгляд изнутри и снаружи

07 июля 2010
Встреча патриарха со священством и мирянами в Твери была третьей по счету в череде подобных встреч

Приезд Патриарха Кирилла в Тверь ожидался всеми членами Боголюбского и Спасского православных братств с интересом и надеждой. Тем приятнее было неожиданное для нас приглашение наших братств на встречу со Святейшим. В 13:20 на Театральной площади Твери оживление. В зал областной филармонии, где должна проходить встреча, вливается поток священников. Охрана на входе, кучками стоят члены прихода блаженной Ксении Петербуржской, организации «Православная молодежь» в одинаковых футболках и мы – члены двух малых православных братств – Спасского и Боголюбского. Все в ожидании...

Что было внутри

Секретарь епархиального управления подошел к нам, спросил, сколько нас. Мы ответили, что человек двадцать, как договаривались. Сначала нас не пустили, сказав, что пропустят после епископа, но потом вдруг неожиданно прозвучало: «Проходите». Нас попросили занять последние ряды. Оказавшись в зале вчетвером, мы позвонили братьям и сёстрам, оставшимся у входа. Нам ответили, что подъехал Святейший, и остальных пропустят позже. Но больше никого не пропустили. Мы сели на последние ряды, как нас попросили. Встреча патриарха со священством и мирянами в Твери была третьей по счету в череде подобных встреч (после мартовской встречи с духовенством Тулы и епархиального собрания Москвы).

Владыка Виктор обратился к патриарху с просьбой сказать слова назидания. Святейший ответил, что эти встречи и поездки по епархиям он считает своим важнейшим патриаршим служением. Отметив, что у тверского владыки скоро (21 сентября) юбилей (семьдесят лет), перечислил, что изменилось за двадцать два года архиерейского служения: увеличение количества приходов в пять раз, священства с 60 до 325 человек, открытие 14 монастырей, воскресные школы, детские сады, молодёжное движение, лагеря, футбольные команды, крестные ходы и т.д. Всё это есть в годовом епархиальном отчете (правда, о нас там ничего не сказано).

Основная тема, которую затронул Святейший – возрождение сельского прихода, устроение жизни в деревенском храме. По словам Патриарха, многие священники воспринимают назначение на сельский приход как наказание или искушение – с грустью, безрадостно. Пути возрождения жизни на селе Святейший видит в личной ответственности священников не только за храм и приход в том селе, где находится храм, но и за все близлежащие деревни. Патриарх предложил разделить всю территорию Тверской области на «приходы-территории». Призвав священников с дерзновением объезжать все окрестные деревни, он посоветовал искать спонсоров, чтобы у каждого сельского священника для этой цели был автомобиль. Патриарх отметил, что собираться с народом можно по домам, в общественном месте. Надо больше общаться с народом, участвовать в его жизни, помогать в воспитании детей, в выборе профессии, в трудоустройстве, ходить по семьям, а то получается: суббота и воскресенье служба и больше никаких контактов, если только кто не умер. Посоветовал всем священникам приобрести служебные мобильные телефоны, вывесить в храме расписание – в какие часы можно позвонить, чтобы каждый желающий мог поговорить. «Должен быть живой контакт настоятеля с людьми, должно быть пастырское окормление помимо воскресных дней. У людей много вопросов, вы должны быть на селе интеллектуальной силой». Предложил общаться с молодежью, посмотреть с ними фильм, например «Противостояние». «Это неожиданно будет для них. Пригласите к себе в гости, а то ведь священник у них ассоциируется только с покойником, когда надо кого-то отпеть». Второй темой, которую затронул Святейший, была общеобразовательная и социальная работа. Надо помогать людям, помогать разными путями, а то ведь мы зачастую на приходе не знаем, кто с нами молится в храме. Ни один настоятель не знает, сколько у него на приходе людей с доходами ниже прожиточного уровня, какая пенсия, кто живет ниже черты бедности. На селе люди живут бедно, не могут добраться до больницы, а ведь можно оказать помощь в медицинском обследовании через общество православных врачей.

О роли благочинных Патриарх сказал, что к благочинным должен обращаться в первую очередь священник. Предложил приглашать богословов из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, создавать сайт. Должен быть обмен опытом между приходами. Благочинный – не хозяин вотчины. Если кто так думает, то это опасная психология, это грех. Не может существовать одного отдельного прихода, но должна быть единая церковь как Тело Христово.

Ещё одной темой в выступлении Патриарха была тема о попечительских советах. Уникальность их Святейший видит в том, что в совет, который создается с определенной целью, входят заинтересованные люди – местная общественная элита, спонсоры, все, кто чем-то может послужить. В совете формируется удивительная атмосфера. Человека никто не учит, ему не читают проповеди, человек раскрывается и воцерковляется естественно. Призвал помнить о запрещённых клириках и о помощи им на пути возвращения в церковь: например, вовлекать их в социальные программы, чтение на клиросе – главное, чтобы человек не ушел из храма.

Неожиданно из уст Святейшего прозвучал вопрос к владыке: «Может быть, это ошибка или произошло некоторое недоразумение, но у Вас в епархии 151 священник без богословского образования?» Эта цифра стала для нас новостью: мы, конечно, предполагали, что многие священники не имеют образования, но ведь это почти 50%. Владыка ответил, что, мол, многие учатся.

Перешли к вопросам. Мы передали наши вопросы, которые касались богослужения на русском языке, роли и служения в церкви Преображенского братства и Свято-Филаретовского института. Вопросы до Святейшего не дошли. Их читали, передавали, но только до первого ряда. Дошли вопросы о молитве «по воздухам летающих», о растлении, об освящении соли для армянской общины, о государственной помощи в строительстве и восстановлении храмов, о необходимости знаний психотерапии священниками... И, о чудо! Вопрос об оглашении, о его необходимости. Ответ Святейшего: «Да, такая практика существует. Создавать группы оглашаемых никто не запрещает. Но ведь священники не могут и двух слов сказать. Надо хоть несколько слов говорить людям на крещении, говорить короткую, но назидательную проповедь...»

Встреча закончилась. Мы вышли. У входа охрана – все в черном, как в «Матрице». На площади пусто. Несколько человек прихожан какого-то храма, «утомленных солнцем». На вопрос, обращенный ко мне, куда дальше едет Святейший, я ответила, что не знаю. «Но ведь вы там были». Да, были, но об этом не говорилось.

Что было снаружи

По приглашению организаторов члены наших двух братств, многие из которых отпросились с работы, пришли к зданию областной филармонии, где предполагалась встреча Патриарха с духовенством и мирянами Тверской епархии. Охрана была очень вежлива и предупредительна, нас пропустили внутрь здания. Но на пути церковного народа оказался... епископ, который вместе со своим помощником В.Н. Егоровым (бывшим следователем КГБ, допрашивавшим православных христиан в советское время и устраивавшим им гонения) встал в дверях и запретил нас пускать. В результате нас вытеснили из здания. Охрана попросила перейти на другую сторону дороги, где мы все встали довольно большой группой. Подъехал Патриарх. Мы запели тропарь Боголюбской иконе Божьей Матери – в честь праздника и именин братства. Выйдя из машины, Святейший обратил на пение внимание и, сделав знак рукой, совершенно неожиданно для всех пошёл к нашим братьям, которые держали в руках большой букет цветов. Председатель Спасского братства Владимир Рыжиков поблагодарил Патриарха за приезд, сказал, что в Твери есть два братства. Святейший спросил, какие. Владимир Николаевич ответил: «Боголюбское и Спасское, входящие в состав Преображенского Содружества малых православных братств, духовным попечителем которого является священник Георгий Кочетков». Святейший сразу ответил: «Я очень рад Вас видеть». Мы вручили Патриарху наш букет, шестой том переводов на русский язык из серии «Православное богослужение», выпуск газеты «Кифа» и диск с песнопениями православных богослужений на русском языке. Было видно, что Патриарх с интересом слушал и смотрел на людей, благословлял их. Интересно было и губернатору области, которому какие-то комментарии шепотом давал наш епископ.

Вот такие получились именины у нашего Боголюбского братства, и самым лучшим подарком стало благословение Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его приезд в Тверь именно на праздник Боголюбской иконы Божьей Матери и личное благословение членов наших братств для нас еще одно свидетельство Божьего благословения братской жизни. Хочется надеяться, что это будет видно не только нам.

Святейший Патриарх Кирилл беседует с членами Боголюбского и Спасского православных братств
Святейший Патриарх Кирилл беседует с членами Боголюбского и Спасского православных братств
Фото с сайта www.tver.eparhia.ru
Фото с сайта www.tver.eparhia.ru
Слепнева Татьяна, Лавренова Мария
г. Тверь, 1 июля 2010 г.
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще