14 мая в петербургском Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме Ольга Седакова представила свою новую книгу «Три путешествия», в которую собраны сочинения о таких разных временах, что они вполне могут быть названы разными эпохами нашей страны.
Эпоха «Путешествия в Брянск» – поздний застой, путешествие в «загробное молчание провинций». «Путешествие в Тарту» – эпоха 90-х, ее перелом. Сардинское путешествие «Opus incertum» хронологически совсем близко к нашим дням и говорит как будто не о России, но оно было бы невозможно ни во времена первого, ни во времена второго путешествия, это знак сегодняшнего времени. Организатором презентации, собравшей более 100 человек, стало Свято-Петровское малое православное братство (Преображенское содружество малых православных братств).
Открывая вечер, директор музея Нина Ивановна Попова призналась, что называть Ольгу Александровну поэтом, эссеистом, прозаиком, философом, богословом, на ее взгляд, слишком однозначно и определенно: «Для меня очень важно, что это человек думающий, который постоянно живет в кругу размышлений о мире, о нас сегодня. Об этом мы читаем в ее стихах или в ее комментариях к стихам других поэтов, иногда это размышления морального или философского жанра, но они всегда предстают перед нами в острой и непредельной форме, что очень дорого».
Председатель Свято-Петровского братства, кандидат филологических наук Юлия Балакшина отметила, что встречи с Ольгой Седаковой в Фонтанном доме по приглашению Свято-Петровского братства стали доброй традицией. «Жанр путешествия один из самых древнейших жанров в литературе – они совершаются со времен Гильгамеша, Одиссея и пророка Авраама, в пространства реальные и фантастические, внешние и внутренние, о таких путешествиях рассказывает и эта книга. «Три путешествия», собранные под одной обложкой, образуют своеобразную мозаику, opus incertum, который требует от вдумчивого читателя изъяснения», – сказала Юлия Валентиновна.
Участники встречи смогли познакомиться с новым изданием, услышав фрагменты из книги в исполнении Григория Волненко, Юлии Балакшиной, а также самого автора.
Петр Бухаркин, профессор Санкт-Петербурского университета и Санкт-Петербургской духовной академии, доктор филологических наук, отметил особую высокую элитарность сочинения Ольги Седаковой, которая не противоречит его удивительной внутренней свободе и естественности: «Слово, которое творит эти путешествия, поразительно по своей свежести, насыщенности подлинной, не прекращающейся, бесконечной жизни, делая эту трудную, перенасыщенную аллюзиями прозу абсолютно органичной».
Продолжая это размышление, преподаватель русской словесности, член Свято-Петровского братства Григорий Волненко отметил ключевую роль двух тем представленной книги – сиротства и сыновства. Он обратил внимание гостей на то, что слово «Отец» в книге ни разу не употреблено, вместо него стоит отточие, что говорит об особом целомудрии сыновнего чувства: «Мы можем его произнести, но будет ли в нем та целомудренная, благодарная, свободно принятая любовь, та доверчивость, которая изменит всю жизнь человека, откроет в нем то самое небо, то бесстрашие, о котором говорится в книге?» Сын должен ответить на любовь Отца, а значит – быть способным к поступку. Поэтому чтение таких книг очень обязывает, они дают огромную надежду для нашего времени: опыт сотрудничества с автором, труд и ума, и сердца необходим – он позволяет всерьез отнестись к своему внутреннему человеку.
Автор книги Ольга Седакова рассказала, что жанр путешествия привлекает ее среди прочего тем, что это «существование в непредсказуемом пространстве – как в жизни, так и в литературе. В путешествии нельзя предсказать следующего шага, невозможно строить планы, в нем мы остаемся наедине с судьбой, с небом и разными совершенно случайными встречными людьми». В книге встречаются не только элегическая возвышенная линия, там есть и сатира, и комедия, и абсурд, описывается бездна случайностей и странностей. «Я бы никогда не стала писать роман или повесть», – призналась она, – «У меня совершенно отсутствует воображение, я не могу дурить голову читателю, описывая то, чего не было. В этой книге описано все так, как оно и было – ничего не прибавлено, но кое-что убавлено».
Во второй части вечера у всех желающих была возможность задать вопросы автору. Отвечая на них, Ольга Александровна рассказала о том, почему из многочисленных путешествий выбрала только эти три; говорила о патриотизме подлинном и мнимом, снова ставшем в последнее время «идолом» в нашей стране; с сердечной теплотой вспомнила о своих учителях и встреченных ею в жизни людях, в т.ч. о новомучениках и исповедниках веры, которые, вернувшись из лагерей, не доживали, а жили полноценной, хоть и не гласной жизнью; об опасностях постмодернизма и о том, что на самом деле все настоящее не утрачено и путь к нему не закрыт ни для одного рожденного на земле.
Органичным завершением вечера стало прочитанное Ольгой Александровной стихотворение «Все и сразу»:
«Не так даю, как мир дает»,
не так:
всё, и сразу, и без размышлений,
без требований благодарности или отчета:
всё, и сразу.
Быстрей, чем падает молния,
поразительней,
чем всё, что вы видели и слышали и можете вообразить,
прекрасней шума морского,
голоса многих вод,
сильней, чем смерть,
крепче, чем ад.
Всё и сразу.
И не кончится.
И никто не отнимет.