Документальный фильм – далеко не самый популярный жанр кинематографии в нынешнее время – собрал полный зал зрителей современного воронежского кинотеатра «Спартак». 7 февраля, в день новомучеников и исповедников Церкви Русской, воронежцы увидели фильм Дарьи Виолиной и Сергея Павловского «Дольше жизни».
Эту дату принципиально выбрали сами авторы фильма. И хотя напрямую содержание киноленты с внутрицерковной тематикой не связано, но ее внутренняя сквозная линия – о воскрешающем действии памяти – является центральной по своему смыслу. Постепенно нарастая, она сама становится к концу повествования молитвой, сливается с нею, объединяя волной любви людей разных исповеданий, раскрывая главную заповедь, заново возрожденную для нас исповедниками веры, о неразрывной, глубокой связи любви к Богу и человеку.
Специальный показ фильма и встреча с одним из его авторов режиссером и сценаристом Дарьей Виолиной состоялись по инициативе воронежских малых православных братств во имя святителя Тихона Задонского и преподобного Силуана Афонского при участии Комиссии по канонизации святых Воронежской митрополии. Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий благословил этот вечер, поддержав инициативу братств.
Некоторые зрители на просмотре впервые узнали, что АЛЖИР – это не страна, а Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Об АЛЖИРе Дарьей Виолиной и Сергеем Павловским сняты две документальные картины: «Мы будем жить» и «Дольше жизни». В этом лагере находилась в заключении бабушка Дарьи Виолиной, и изначально съемки были предназначены лишь для частного и узкосемейного просмотра. Однако эти две картины посмотрели уже несколько десятков тысяч человек. Обе творческих работы стали обладателями главных призов Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер» в 2009 и в 2013 гг.
Картина «Дольше жизни» является логическим продолжением фильма «Мы будем жить». И если первое произведение посвящено узницам АЛЖИРа, то второе актуализирует тему памяти детей о своих матерях, отбывавших заключение в этом лагере. По словам Дарьи Виолиной, новая картина также не предполагала широкой аудитории и больших просмотров, но, как и первая, она вызвала большой интерес.
В фильме звучали многочисленные свидетельства-интервью известных всему миру и незнакомых людей, которые детьми были в лагерях вместе с родителями, терпели нужду, голод и лишения. В воспоминаниях не было озлобленности, но присутствовали неизбывная боль и горечь. Главное же заключалось в том, что выжившие и выросшие дети имели огромное желание все исправить: восстановить утраченную память о родителях, о местах их захоронения, вернуть к жизни память о тех страшных годах. Не для того, чтобы пожаловаться, получить компенсацию, а для того, чтобы подобное не повторилось никогда, чтобы не стать айтматовскими «манкуртами», послушными, ничего не помнящими рабами.
«Этот фильм – не о смерти, которая там, конечно, присутствует, а про побеждающую жизнь», - подчеркнул гость встречи Игорь Корпусов (член Преображенского братства в Твери), участник последней части фильма, где рассказывается о ежегодном чтении имен жертв советских репрессий, совершающемся в разных городах России 30-го октября, в День их памяти. Есть искушение закрыться от этих страшных воспоминаний, ужас которых кажется смертельно невыносимым. «Но парадокс заключается в том, что как только человек закрывается от памяти об этих страданиях, об истории, то тут-то он и умирает».
«Когда мы способны принять эту боль на себя и разделить ее, происходит очищение и обретается возможность эти раны исцелить, а грехи искупить», – отметил председатель братства во имя Святителя Тихона Задонского Алексей Евстигнеев.
Фильм очень эмоционален, трогателен: многие зрители на протяжении всего просмотра плакали. Но достигается это не через спецэффекты, а через рассказы, воспоминания. Несмотря на весь пережитый ужас, никто из участников фильма не потерял способность любить, сострадать, радоваться, верить.
Он открывает глаза на то, что происходило в нашей стране совсем недавно: было измучено и истреблено целое поколение в нашей стране. Поэтому так важно смотреть «Дольше жизни» всей современной молодежи, к чему призывала и сама Дарья Виолина. Ведь именно молодое поколение сегодня поставлено под удар забвения. Людям, не знающим своей истории, легко внушить, что якобы советский режим принес большую пользу нашему народу. Без знания историй отдельных людей, а зачастую, и истории своей семьи невозможно понять истинную цену этим «достижениям».
Этот фильм не о прошлом, а о том, что действительно больше жизни. Именно поэтому о статистике говорить кощунственно. За каждый цифрой стоит целая жизнь. Жизнь каждого человека бесценна в глазах Божьих и глазах людей. Каждая погубленная жизнь рассказывает о прошлом гораздо больше, чем просто цифры. С этим не раз согласились и выступавшие на встрече прот. Андрей Изакар, председатель Комиссии по канонизации святых Воронежской митрополии, и Вячеслав Битюцкий, председатель воронежского общества «Мемориал».
После фильма состоялся диалог гостей со зрителями. Все горячо благодарили, некоторые открыли для себя новые страницы в истории страны, прозвучали и яркие личные свидетельства о пережитом прошлом. К примеру, Валерий Львович Чекмарев, член воронежского общества «Мемориал», задал Дарье Виолиной неожиданный вопрос: «Как Вы узнали историю моей судьбы?!». Его отец был расстрелян в годы ежовщины, а сам Валерий Львович стал узником в восьмимесячном возрасте, вместе с мамой, которая провела в итоге восемь лет в Мордовских лагерях. Вскоре после ареста мальчика удалось отправить на волю к родным. В его одежде, как и у одного из героев фильма – маленького Азария Плисецкого, – была зашита записка: весточка для родных одной из заключенных. Это была киргизская женщина, ставшая в тюрьме молочной матерью для малыша. Валерий Львович пронес на протяжении всей жизни любовь к своим мамам – и родной, и той, что воспитывала его долгие годы маминого пребывания в ГУЛАГе, и к малоизвестной киргизской женщине. Трагическую историю своей семьи он описал в двух книгах «Узкоколейка в 58-ю» и «Скрепы»…
Хочется надеяться, что такие фильмы, их совместные просмотры и обсуждение меняют ситуацию в нашем обществе: отношение к нашей истории становится более трезвенным.
Слово «спасибо» не переставало звучать из уст Дарьи Виолиной. Режиссер благодарила очень многих, среди которых – православные братства, директор кинотеатра «Спартак» Михаил Михайлович Носырев, сын композитора и дирижера Михаила Иосифовича Носырева*, безвозмездно предоставивший кинозал. Стало понятно, почему вопреки такой тяжелой теме, фильм оставляет очень светлое чувство: все 88 минут киноленты пронизаны благодарностью – за тех, кто погиб, за тех, кто был в лагерях, за тех, кто ждал, помнил и любил.
* В 1943 году Михаил Иосифович Носырев был арестован органами НКВД и вместе с матерью и отчимом приговорен к расстрелу по ст.58 УК РСФСР. Основным доказательством вины был дневник «антисоветского содержания», изъятый у девятнадцатилетнего юноши при обыске. Через месяц высшую меру заменили 10 годами лагерей. Свой срок он полностью отбыл в Воркутинских лагерях.