Завтра, 2 октября, откроется конференция «Люди свободного действия. Неожиданные пути возрождения человека и общества». О том, кто такие люди свободного действия, мы беседуем с главой оргкомитета конференции Юлией Балакшиной, одним из руководителей группы «Церковно-общественные инициативы» Преображенского братства.
– Юлия Валентиновна, что такое «свободное действие» и кто такие «люди свободного действия»?
– Свободное действие – это действие, которое исходит из внутренней потребности человека. Оно мотивируется не какими-то внешними обстоятельствами, не необходимостью выжить, обустроить свою собственную жизнь или жизнь круга близких тебе людей; не какими-то конъюнктурными веяниями, модой – «этим сейчас все занимаются, давайте-ка я этим займусь». Свободное действие идет от зова совести, от внутреннего голоса, который говорит человеку о том, что он может остаться человеком, может сохранить свое человеческое достоинство, может обрести смысл своей жизни, если он будет это делать, пусть даже преодолевая бесконечные препятствия. Внутреннее становление человека как личности без свободного действия невозможно. Потребность в свободе, как известно, человеку присуща изначально, без свободы человек жить не может.
В истории нашей страны были разные эпохи. Были моменты, когда люди могли только свободно мыслить вопреки тому, что им диктовала машина идеологии и пропаганды. И уже это было подвигом, уже это было мужеством. Были эпохи так называемых «разговоров на кухнях», когда уже можно было поговорить, но очень прикровенно, только при своих. Немногие решались на публичное слово – Солженицын, Сахаров, – и это слово было для них моментом обретения свободы. Но это были одиночки.
Сейчас, как нам кажется, эпоха, когда особую ценность приобретает именно свободное действие. Мыслить свободно людям не запрещают, высказываться, в общем и целом, тоже можно: по крайней мере в социальных сетях что хочешь, то и пиши. Но ощущение такое, что слово должно быть оплачено, мысль должна быть подтверждена именно способностью воплотить это слово в действии. Нам показалось, что сейчас эпоха этих самых людей свободного действия.
Поэтому мы решили посвятить им конференцию. Сначала мы считали, что такие люди есть только в тех многочисленных волонтерских движениях, которые стали активно возникать в последнее время в России. Речь идет о тех людях, которые спасают старушек, заблудившихся в лесу, идут к людям больным раком, идут к старикам, которые остались заброшенными в домах престарелых. В нашей стране каких-то социальных программ, которые поддерживают малозащищенных и нуждающихся людей, очень немного; отношение к ним общества в основном как к маргиналам, которые существуют на периферии жизни. И прорыв этой блокады требует от людей свободного действия жертвенности, мужества и целожизненного служения.
Но когда мы стали готовить конференцию, то, конечно, поняли, что кроме людей свободного действия последнего десятилетия, есть люди, которые совершали это свободное действие и двадцать лет назад, и тридцать в разных сферах: образования, сохранения исторической памяти и культуры. И, в конечном итоге, пространство нашей конференции расширилось: от волонтерских движений до вообще широкого круга людей, которые это свободное действие осуществляли и осуществляют в самых разных условиях.
Четыре основных сферы, по которым будет идти работа конференции: милосердие, сохранение исторической памяти, сохранение культуры и образование.
– Чем важна эта тема для любого нашего соотечественика, у которого дети, работа, куча повседневных дел?
– Общение с людьми свободного действия меня лично удивляет и очень вдохновляет. Пока мы готовили конференцию, я общалась с представителями многих волонтерских движений, и это действительно удивительные люди. Они другие, не такие, как в большинстве своем люди в нашей стране. Мы все-таки привыкли к большой степени отчужденности, к тому, что человек живет кругом повседневных интересов. А тут люди, которые посвящают себя служению другому и другим. И это очень красивые люди. Это очень красивая жизнь, которая действительно восхищает, если открыть глаза и взглянуть на нее.
Человек в России был очень изломан историей XX века; он оказался внутренне поврежден. Если сравнивать фотографии людей, которые жили в нашей стране до 1917 года, и современные фотографии, то просто одни слезы: таких лиц, как раньше, уже не найти. Какие-то вещи надломлены и уничтожены – из сферы этики, чести, достоинства. Человек живет ради самого себя, и «вертикалистости» жизни, осанки, как любит говорить поэт О.А. Седакова, он не имеет.
И вдруг мы видим, что появляются откуда-то люди, в которых высокая человеческая норма начинает возрождаться. Откуда это в них? Ужасно интересно с этим разобраться и понять, как-то способствовать тому, чтобы это движение возрождения человека, которое началось, охватывало все большее и большее число наших соотечественников, чтобы народ восстанавливался. Шкурническая логика жизни никогда восстановлению народа не способствовала, будущее за теми, кто готов жить не для себя.
– Среди участников конференции есть политики, историки, главы учебных заведений, журналисты, поэт, артист... Каковы же цели и задачи конференции?
– Цели и задачи конференции связаны не с политическими вопросами, они связаны скорее с антропологической сферой. Одна из первых задач конференции – понять, в чем смысл, в чем истоки свободного действия, где они коренятся внутри человека. А вторая задача связана с тем, что есть много инициатив в разных областях, есть разные люди, которые это свободное действие реализуют. И часто они живут в масштабах своего собственного дела, понимая, что нужно спасти этого ребенка, нужно помочь этой бабушке.
Но мы живем в едином обществе, мы живем в едином мире, и нам важно как-то соотнести векторы своих усилий, понять, в каком направлении мы вместе движемся, какую норму жизни мы хотим восстановить, трудясь в самых разных сферах. Поэтому у названия конференции есть вторая часть – «Неожиданные пути возрождения человека и общества». Как нам скоординировать эти действия, как нам увидеть не только свою ближайшую задачу, но и общечеловеческий масштаб этой деятельности.
– Поясните, пожалуйста, речь идет о поиске совместного пути к созданию так называемого гражданского общества?
– Не совсем. Организаторы конференции намеренно уходили от таких терминов, как гражданское общество, возможно, потому что уже есть некоторая политическая и социологическая реальность, которая описана в определенных категориях. Есть западная модель развития общества.
Можно сказать, что мы ищем русскую модель. В программе конференции есть специально такие доклады, с одной стороны, предполагающие актуализацию западного опыта, с другой стороны, выявляющие специфику именно русской ситуации, потому что мы не можем калькировать опыт Запада в силу того, что наш менталитет другой, наш опыт другой, наша история другая. Те институты, которые у них существуют уже столетиями, у нас не существуют. У нас существует какой-то свой опыт меценатства, благотворительности.
Все-таки важно исходить из живой реальности, не подгонять эту живую реальность под уже существующую политическую и социальную модель, а почувствовать биение жизни, такой, какая она есть в России сегодня и сейчас. Кому-то это задача покажется утопической, кто-то скажет – это пророческая задача, но без этого конференция была бы неинтересна.
Беседовала Дарья Макеева
Информационная служба Преображенского братства