О слове Божьем

О чтении Библии и понимании богослужения размышляет архиепископ Михаил (Мудьюгин)
Архиеп. Михаил (Мудьюгин)
Архиеп. Михаил (Мудьюгин)

Сегодня день памяти архиепископа Михаила (Мудьюгина) (12 мая 1912 - 28 февраля 2000), богослова, деятеля экуменического движения. Мы публикуем его сообщение «О слове Божьем», сделанное на конференции «Миряне в церкви» (1995).

…Мне хочется сказать, что вчера несколько раз мое выступление именовалось докладом. Это недоразумение: мое выступление является просто выступлением.

Я хочу сказать также, что меня очень радует, что вчера много говорилось о слове Божьем, о том отношении к слову Божьему, которое имеет место в нашей церкви со стороны как мирян, так и духовенства. Высказывались и критические замечания. Почему меня это радует? Потому что кое-что в моем предполагаемом сегодняшнем выступлении относится непосредственно к этой теме и, таким образом, для меня появляется некоторая внутренняя связь между тем, что говорилось вчера, и тем, что, я надеюсь, будет говориться сегодня не только мной.

В свое время, очень давнее, один из самых ранних пророков, пророк Амос, говорил, что наступит голод, голод не в отношении хлеба и воды, а голод в отношении слова Божия. Люди будут искать слово Божие и не будут находить его. Вот это предсказание, мне кажется, оправдалось у нас, в нашем обществе, в нашей стране в течение многих десятилетий. Действительно, слово Божие, я имею в виду Библию, отдельные фрагменты Библии, трудно было найти, и не иначе, как за очень высокую цену, которая была недоступна для большинства населения. Найти можно было только случайно или на так называемом «черном» рынке. Люди действительно искали слово Божие и чувствовали голод по нему, и это, я бы сказал, был благодатный голод, потому что он заставлял людей искать слово Божие. И дай Бог, чтобы такой голод продолжался в душах людей. Конечно, не потому, что его нельзя удовлетворить, как это было в течение этих десятилетий. Нам всегда надо испытывать голод по слову Божию, но, к сожалению, этого голода мы в большинстве не испытываем. Слово Божие сейчас можно легко «достать», об этом тоже вчера говорили, и в церковных киосках оно продается, правда, далеко не всегда, и в других местах можно найти и приобрести его по доступной цене. Тем не менее этот голод как желание усвоить духовную пищу, к сожалению, испытывают очень немногие.

Очень мало в православной среде тех, кто вечером собирается вокруг одного из членов семьи, который читает слово Божие. А ведь это чрезвычайно благодатное времяпровождение…

Все мы знаем, что чтение слово Божия дома практически не имеет места, очень редки семьи, где это действительно происходит. Я говорю не о людях других вероисповеданий, я сейчас говорю о православных. Очень мало в православной среде тех, кто вечером собирается вокруг одного из членов семьи, который читает слово Божие. А ведь это чрезвычайно благодатное времяпровождение. В древней церкви это было принято очень широко. Распространено это было и в России, многие помнят, как у Максима Горького, по-моему, я не ошибаюсь, рассказывается в его воспоминаниях о детстве. Отец собирал членов семьи и начинал читать Книгу Иова: «Был человек в земле Уц...» и так далее. Это нашло отражение даже в такой литературе, которая, казалось бы, очень далека от слова Божия, и это свидетельство, что такого рода практика существовала. Сейчас ее почти нигде нет, и это, я бы сказал, пренебрежение к слову Божьему. В представлении многих, хорошо, конечно, если слово Божие есть в доме и лежит где-то на полке, но нет у людей осознания, что это пища, которую нужно ежедневно потреблять. И это приводит к очень тяжелым последствиям. По существу говоря, в настоящее время нет такой церковной проблемы, которая не решалась бы словом Божьим, которая не находила бы ответа в слове Божьем.

Позволю себе сказать и об очень для нас острой проблеме церковного языка. Разве не говорит о ней Христос Спаситель в притче о сеятеле? Желательно, чтобы каждый из вас еще раз посмотрел это место в Евангелии от Матфея. В объяснении к притче о сеятеле Он говорит о том, что приходит дьявол и старается похитить слово из сердец слушателей, чтобы они не уразумели. А между тем, есть масса людей, я слышал это от многих, которые считают, что не обязательно понимать слово Божие, что достаточно того, что человек постоит в храме и приобщится как бы к некоей общей благодатной атмосфере храма. Не обязательно воспринимать монотонное чтение совершенно непонятных слов, если слух ласкают звуки церковного пения — этого вполне достаточно. Если это так, то, я думаю, дьяволу даже незачем стараться похитить это Слово из сердца и ума православного христианина, потому что в нем все равно ничего от этого Слова не остает­ся. Оно не достигает даже той первичной стадии, про которую Христос говорит, что с радостью принимают слово, а уж потом приходит дьявол и похищает его. Похищать-то нечего, поскольку ничего нет ни в уме, ни в сердце человека, потому что преподносится оно на языке, который непонятен для большинства слушателей.

…когда читается Евангелие и когда слышат слова Спасителя «Уне есть да Аз иду», кто понимает слово «уне»?

Это неверно, когда говорят, что пожилые люди, которые с детства в церкви, всё понимают. Ничего подобного: подавляющее большинство, особенно то поколение, которое не получило никакого религиозного воспитания и образования, ничего не понимает. Слово «ничего» — конечно, некоторое преувеличение. Когда поют: «Господи, помилуй» или когда священник произносит: «Благословение Господне на вас», — здесь все понятно. И понятно даже то, что говорит дьякон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью», — тут полное совпадение с русским языком. Но слова, которые у нас в Академии, скажем, поют за каждым вечерним богослужением после «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», — «Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде» (140-й псалом) — это что-то страшное в смысле непонятности текста, не говоря уже о том, что это какой-то очень плохой перевод, несомненно, это недостаток перевода. Но и тогда, когда читается Евангелие и когда слышат слова Спасителя «Уне есть да Аз иду», кто понимает слово «уне»?

Недопустимо и страшно, когда преподнесение слова Божьего превращается в сотрясение воздуха…

Можно приводить несчетное количество таких примеров. Недопустимо и страшно, когда преподнесение слова Божьего превращается в сотрясение воздуха. И в этом отношении, конечно разных мнений быть не может не только потому, что элементарный здравый смысл говорит о том, что вслух что-то читается или произносится для того, чтобы люди воспринимали и понимали. Об этом говорит слово Божье, об этом говорит и апостол Павел в Первом послании к коринфянам (14:19): «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке». Там идет речь о глоссолалии, молитве на непонятном для окружающих языке. Но это явление было в древней церкви, и апостол явное предпочтение отдает молитве, которая понятна не только человеку молящемуся, но и тем, кто с ним вместе молится, кто его слушает и его слышит.

А если мы с вами возьмем такую жгучую проблему, которая сейчас имеет место, — проблему национальностей? Речь идет о тех, якобы, преимуществах, которые связаны с принадлежностью к русской нации. Я сам русский человек, люблю свою страну, люблю свой народ. Мне никто это не может поставить в вину, да я и не нуждаюсь в том, чтобы получать на это чье-то одобрение. Но я не считаю, что наш народ обладает какими-то особыми преимуществами пред Богом и что люди других национальностей, видите ли, менее богоносны, имеют меньшую задачу в мире, чем русский народ, к которому я имею честь принадлежать. Ни в какой мере! На это отвечает слово Божье. Мы с вами читаем По­слание к колоссянам, где совершенно ясно говорится, что во Христе Иисусе «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (3:11). Этот же текст и в Послании к галатам. Люди это читают, люди это знают, люди это в церкви могут услышать, могут это прочесть в любом издании Нового завета, и после этого все-таки говорят: «Нет, русский человек — особый. Он имеет какие-то особые преимущества».

Я хорошо помню, когда, будучи еще священником, я окрестил ребенка, после воцерковления отдал его на руки отцу, и тот воскликнул: «Теперь, наконец, он стал по-настоящему русским человеком!» Я ему разъяснил: он стал не русским, он стал христианином, что гораздо важнее, чем быть русским. Такого понимания нет. И то печальное отношение к инославным среди тех людей, которые утверждают, что человек, не принадлежащий к Православной церкви, не может спастись, тоже входит в прямое противоречие со словом Божьим.

В основе национализма лежит утверждение, что Православие присуще, якобы, русским…

Национализм в основе своей имеет печальное, ужасное утверждение. В основе его лежит вовсе не приверженность к Православию, к тем особенностям Православия, которыми оно отличается, скажем, от других вероисповеданий. Людям очень мало дела до догматических тонкостей, которые отличают одно вероисповедание от другого. В основе национализма лежит утверждение, что Православие присуще, якобы, русским. То, что там есть греки, болгары, румыны, — этим пренебрегают, это неважно. Важно только то, что православные — это русские. Одна пожилая женщина, которую я очень уважал (она давно уже умерла), говорила: «Ну как же? Святые — они же все русские были».

Да что об этом говорить? В пригороде Петербурга был священник, почтенный протоиерей, отец Григорий, который в проповеди (я собственными ушами слышал) утверждал: «Вот сейчас Неделя всех святых. Дорогие мои, конечно, это праздник. Но это не наш праздник. Это все не наши святые. Мы их почти не знаем. Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и прочие... Вот через неделю будет праздник русских святых, это наш праздник. Будем вспоминать святых, которые что-то говорят сердцу каж­дого из нас. Это Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Николай Чудотворец». Да-да. Это — заслуженный протоиерей. Я просто не выдержал и написал ему записку. Думаю, она на него, может быть, как-то подействовала. Я был тогда мирянином, это было в 50-е годы, когда я еще не принимал сана.

Люди не обращают внимания на то, что пишет святой Иоанн Богослов, ученик Господа Иисуса Христа: «Не всякому духу верьте, но различайте духов. Всякий дух, который знает, что Христос, пришедший во плоти, и есть Сын Божий, есть от Бога. А тот, что не признает Христа, пришедшего во плоти, есть дух антихриста» (1 Ин 4:1-3). Давайте по этому принципу будем судить о людях инославных. Я думаю, что подробно комментировать тут нечего. Тут дается принцип, согласно которому все, кто искренне, от души, по-настоящему верует, надеется и любит Господа Иисуса Христа Сына Божьего, пришедшего во плоти, — все получают вечное спасение. И об этом еще более подробно говорит апостол Павел: «Если ты устами своими исповедуешь, что Христос есть Сын Божий, а сердцем своим веруешь, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим 10:9). Это тоже свидетельство, которым нельзя пренебрегать.

И вот когда в монастыре увидели, что этот молодой человек более или менее знает и старается еще лучше знать Священное писание, что он часто его цитирует в разговоре с людьми, с братьями, то сейчас же о нем сказали: «К нам баптист приехал»…

Вот, дорогие мои, в таком заблуждении находятся очень многие из наших православных людей, оно вытекает из пренебрежения к слову Божию, из незнания, игнорирования его. Я вспоминаю один случай, когда я посвятил одного человека в дьяконы. Перед этим ему пришлось принимать постриг, потому что он по ряду причин не хотел жениться. И вот, когда он искал пострига, я ему указывал на трудности монашеского жития, но он настаивал. Я решил: «Пошлю его в Псково-Печерский монастырь, пусть там поживет некоторое время, вкусит трудностей, соблазнов, которые там имеют место, а вот после этого посмотрим, останется ли у него желание идти в монастырь». Я сам бывал в этом монастыре, знал людей очень высокой жизни, просто почитаю этих людей. Наряду с ними там, наверное, есть и другие. Во всяком случае я питаю глубокое уважение к этому монастырю. Я отправил юношу туда. Там был игуменом архимандрит Павел, потом он стал епископом (и сейчас епископ). И вот когда в монастыре увидели, что этот молодой человек более или менее знает и старается еще лучше знать Священное писание, что он часто его цитирует в разговоре с людьми, с братьями, то сейчас же о нем сказали: «К нам баптист приехал». (Смех в зале.) Вы смеетесь, а ведь это скорбь, это печаль, это стыд считать, что если человек хорошо знает Священное писание, — значит, он не православный, значит, он еретик. Это ужас! Вот в этом мы все виноваты. Мы слишком мало внимания уделяем слову Божию. Мы слишком долго держим его на полках и не стараемся им заполнить ни наш разум, ни наше сердце.

А что говорит Иисус Христос о служении Богу и вообще о Богопознании? «В этом есть жизнь вечная, чтобы знали Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17:3). Это познание должно осуществляться в человеке всеми функциями души, т.е. и разумом, и чувством, и волей. И, несомненно, разум имеет здесь не меньшее значение, чем чувства и воля. Нужно разуметь Писание, исследовать Писание, потому что в нем — Жизнь вечная, в нем открывается Христос.

Говоря о тех печальных явлениях, которые связаны у нас с пренебрежением к слову Божьему, я употребил слово «голод». А сейчас мне хочется применить другое слово, более близкое нам, обиходное слово — «дефицит». Самый большой дефицит, который у нас с вами есть, — это дефицит любви к Господу Иисусу Христу. И вот этот дефицит тоже лежит в основе нашего пренебрежения к слову Божьему. Христос Спаситель есть Слово Отчее. Все мы знаем слово «Логос», это — воплощение, выражение, олицетворение Бога: Бог, явившийся во плоти, пришедший к нам как Человек со Своим Словом. Бессловесным Христос никогда не был. Мы Его не можем так мыслить себе. Мы мыслим Его только как Слово Отца. Значит, в основе нашего пренебрежения к слову Божьему лежит пренебрежение к Самому Господу Иисусу Христу.

Когда же мы говорим о применении в богослужении русского языка, о том месте, которое должно занимать в нем общее пение, об отрицательных явлениях в нашей церкви, о всяких помехах, которым подвергается каждый, кто входит в храм… мы говорим о принципиальном вопросе — о нашем отношении к святыне, о нашем отношении к Богу, открывшемуся нам во Христе Иисусе действием Святого Духа...

У нас в церкви есть очень много людей, сознание которых заполнено множеством разных вещей, может быть, и хороших, очень помогающих вере, очень помогающих молитве, помогающих возвышать ум свой от земной суеты. Но по сравнению с этими вещами Господу Иисусу Христу в нашем сознании отведено несоизмеримо меньше места, и поэтому мы часто подпадаем под суровое высказывание Спасителя: «Приближаются эти люди ко Мне своими устами, а сердце их далеко отстоит от Меня».

Когда же мы говорим о применении в богослужении русского языка, о том месте, которое должно занимать в нем общее пение, об отрицательных явлениях в нашей церкви, о всяких помехах, которым подвергается каждый, кто входит в храм, — помехах от шума, от разговоров, от болтовни, от «ящиков», где продаются свечи, и т.п., то мы говорим не о частных проблемах благоустройства церковного бытия и церковного служения, а о принципиальном вопросе — о нашем отношении к святыне, о нашем отношении к Богу, открывшемуся нам во Христе Иисусе действием Святого Духа. Вот это самый существенный, самый важный вопрос.

Для того, чтобы понять, о чем необходимо проповедовать людям в наше время в России, нужно вспомнить слова из Писания: «Возлюбим Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин 4:19). В этом — все христианство, в этом — все, к чему призывает нас Христос, в этом — все, к чему призывает нас святая Церковь. В этом и есть спасение. Если мы любим Господа нашего Иисуса Христа, если эта любовь у человека есть, то она неизбежно влечет за собой и исполнение заповедей Божьих, и борьбу со страстями. Человека тянет в храм Божий, он не может обойтись ни одного дня без молитвы. Все вытекает из этой любви, и дай Бог, чтобы у каждого из нас было как можно больше этой любви.

Материал подготовила Дарья Макеева
конец!