Род, в котором было два основателя православных братств

19 сентября 2017
Презентация книги Натальи Ушаковой «В ветвях Мнемозины» состоялась в Архангельске. Автор – потомок известного священнического рода Поповых – рассказала об истории своей семьи, в которой жизнь священников и мирян, была наполнена служением Богу и людям. Все они пострадали за веру в годы советских репрессий
Наталья Ушакова
Наталья Ушакова

Такие книги не просто восстанавливают разорванную в советское время историческую связь с дореволюционной Россией, они в буквальном смысле дарят нам утраченную память о красивых, благородных людях, которые смогли противостоять агрессии, невежеству и запустению, создавая православные братства, ставшие оплотом веры и поддержкой для многих, или же просто бесстрашно идя на смерть за Христа. Эти люди удивляют достоинством, глубиной и цельностью, верой и верностью Богу, и заставляют задуматься о качестве нашей веры и жизни.


Воскресенское братство и его основатель

Одной из самых ярких личностей семьи Поповых был священник Михаил Попов. Он стал вдохновенным, горячим проповедником братского движения на Севере, и сам создал в 1900 году при городской церкви Воскресенское приходское братство.

Будущий отец Михаил родился в 1862 году. В 1888 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и был удостоен степени кандидата богословия. 12 марта 1889 Преосвященным Анатолием, викарием Санкт-Петербургским рукоположен в сан священника. С 1892 года перемещен священником к Воскресенской церкви г. Архангельска, а в 1906 году стал ее настоятелем.

В разное время отец Михаил был членом Архангельского Епархиального Училищного совета, председателем Проповеднического комитета, членом комиссии по делам раскола. Преподавал гомилетику и соединенные с нею предметы в Архангельской духовной семинарии.

Развивая вопрос о необходимости братств на Севере, в 1900 году он писал на страницах «Архангельских епархиальных ведомостей»: «Каждый согласен, что в братском единении заключается великая сила. Союзом любви связуемые Апостолы обновили мир. Где есть союз основанный на вере и любви евангельской, там истинная жизнь, счастие и благочестие».

Священник рассуждал о том, что необходимо собрать самых разных людей – пастырей, начальников, учителей, докторов, купцов и других деятелей, любящих друг друга по-евангельски и по-братски: «Представим, что их знание, благочестие, силы, богатство направлены к тому, чтобы других спасать, исправлять и направлять. Какие бы результаты и последствия получились бы... Современная жизнь требует такого братства». По его мнению, несмотря на то, что главная забота о спасении ближнего лежит на священнике, все прихожане должны включиться в это миссионерское дело. Но осуществление этого дела возможно, как указывает отец Михаил, только в братстве (Архангельские епархиальные ведомости. 1900. №15)

Свои идеи отец Михаил воплотил в жизнь, создав в 1900 году при Воскресенской церкви одноименное братство, которое было высоко оценено в центральной прессе: «Это первое братство в России, так широко и разносторонне понявшее деятельность истинного, в полном смысле христианского братства» (Статья «Воскресенское приходское братство в г. Архангельске» из «Церковного вестника», опубликованная в АЕВ. 1902. №1, №2).

В Уставе братства говорилось, что все его члены призываются к тому, чтобы «каждый прихожанин и прихожанка были истинными последователями распятого Господа нашего Иисуса Христа». Там также прописывалось, что все братчики призываются к «умножению» православной веры, евангельской любви и мира, привлечение к почитанию воскресных и праздничных дней, ежегодной исповеди и причастия Святых Тайн, обращению согрешающих к покаянию и святой жизни и другое.

Большое внимание уделялось просвещению прихожан. «Все взрослые должны знать Христа, Его учение, заповеди, молитвы, Символ веры; все в приходе должны знать, для чего они живут на свете, в чем состоит духовная жизнь, какие есть средства для борьбы с грехом и страстями, чтобы, узнав, всякий приготовил себя и отдал свои силы, свою жизнь на благо ближних для прославления Бога и вечного спасения себя и других».

Братство осуществляло активную просветительскую и благотворительную деятельность. «Кто усчитает и предаст отчету все, что каждым братчиком и братчицей было пережито, сказано и совершено для спасения и вразумления ближняго? Но свидетельствуем, что было сказано и сделано. Субботние и воскресные дни были днями взаимной молитвы друг о друге, да проявятся вера, любовь и святость. <…> Другим проявлением деятельности Братства было снабжение многих на средства Братства незаменимой книжицей Святым Евангелием <…> Еще более заметна эта деятельность на проявлении материальной помощи разного рода несчастным и нуждающимся в самом разнообразном виде. При этой помощи главное внимание обращалось на действительность нужды, целесообразность помощи, и особенно на то, чтобы подействовать на обращение к Богу нуждающегося, поддержать его духовно и укрепить. И не проходило почти ни одного дня, когда бы не была кому либо оказана помощь в том или ином виде. Были дни когда до 30-40 человек получали помощь» (Архангельские епархиальные ведомости. 1911. №9. С. 2-3. (Приложение к №9).

В 1911 году, после одиннадцати лет существования братства, священник Михаил Попов писал о нем в газете «Архангельские епархиальные ведомости»: «Воскресенское братство – сама жизнь. Оно основано на союзе каждого братчика и братчицы со Христом Богом, на признании всех ближних братьями во Христе, при взаимной самоотверженной любви и при постоянном стремлении выйти из рабства греху и стараться жить для Бога и для спасения себя и других. В приходе всегда были, есть и будут люди, не только признающие все это, но и осуществляющие на деле. Посему братство и не может прекратиться. Оно может сокращаться в деятельности, когда у кого либо не будет признания основ братства, ни осуществления их в жизни, и явятся от сего какие-либо препятствия, но вера и любовь, кои бьются в сердцах прихожан, как ключ живой воды, пробьются через препятствия и снова потекут. И братство поэтому жило и жить будет» (Архангельские епархиальные ведомости.1911. №9).

10 августа 1920 года отец Михаил был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации как участник «Союза духовенства и мирян». 31 января 1921 года Московским Ревтрибуналом был приговорён к тюремному заключению сроком на пять лет, по амнистии ВЦИК от 7 ноября 1920 года тюремное заключение заменено условным с сокращением срока до трёх лет. В феврале 1921 отец Михаил вернулся в Архангельск и снова продолжил служить в Воскресенской церкви до следующего ареста. 5 октября 1926 отец Михаил был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации как участник «контрреволюционной организации духовенства Антония (Быстрова)». 4 февраля 1927 по постановлению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ выслан в Архангельскую губернию на три года.

В феврале 1930 года отец Михаил возвратился из ссылки в Архангельск. Скончался 8 сентября 1930 года, похоронен на городском кладбище у церкви. В 1962 году, когда его младший сын Никодим пришёл в очередной раз на кладбище, оказалось, что могила уничтожена.

 

Братство во имя Воскресения Христово и Василий Николаевич Попов

Племянник отца Михаила, Василий Николаевич Попов был неординарным, умным и свободолюбивым человеком. В 1917 году, в разгар революции, он стал председателем Братства во имя Воскресения Христова и оставался верен выбранному пути до конца жизни.

Во время революционных восстаний 1905 года, будучи студентом Архангельского духовного училища, во время бунта учащихся он пишет своим родителям: «Я никакого участия в бунтах не принимал и принимать не буду».

Окончив в 1911 году Архангельскую духовную семинарию по первому разряду, Василий имел право на поступление в Духовную академию в Санкт-Петербурге. Но вместо этого он поступает в Психоневрологический институт, организованный В.М. Бехтеревым в Петербурге. Молодой человек посещает концерты духовной музыки, службы в разных храмах, близко видит митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония, архиепископа Волынского Антония (Храповицкого), обер-прокурора Синода В.К. Саблера, вдову К.П. Победоносцева Екатерину Александровну. При личной встрече с юношей архиепископ Антоний Волынский посоветовал ему «на следующий же год переходить в Духовную академию». Проучившись в институте год, Василий переходит на учебу в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1916 году он заканчивает академию со степенью кандидата богословия, написав диссертацию на тему «Женщина в христианстве», и получает назначение на должность псаломщика в Николаевский военный собор в Киеве. В 1917 году он становится вторым миссионером-проповедником с обязательством принять священный сан.

6 декабря 1917 года в Киеве открылся «Демократический Христианский Православный религиозно-просветительский союз г. Киева», председателем которого был избран Василий Николаевич Попов. Позже, видимо, общество было переименовано в Братство во имя Воскресения Христово.

Исторических сведений о жизни этого братства сохранилось немного. Историк русской православной церкви С.С. Бычков писал на основании дневника В.Н. Попова о деятельности братства: «Это было одно из первых братств, возникших сразу после революции. Братчики регулярно проводили в большие праздники крестные ходы…Вне храма собирались на чаепития, хозяйственные заготовки…За годы Советской власти быт братчиков почти не изменился, царствовал патриархальный уклад, изрядно стесненный хаосом Гражданской войны, голодом и разрухой. Иногда Василий Николаевич ссорился с батюшками (хозяином храма считалось братство, а священники – лишь ставленниками), иногда поучал их».

Василий Попов верил в скорое падение Советской власти и приближение страшного суда: «Я думаю, что самое большее, они продержатся еще полгода. А не позднее 15 июля следует ожидать пришествия Христа Спасителя. Поживем – увидим!».

Из дневника В.Н. Попова можно сделать вывод, что он был арестован 3 февраля 1921 года. Благодаря помяннику сестры Василия Анны Николаевны удалось узнать кончину Василия Николаевича Попова – 17 марта (по старому стилю) 1921 года.

«Василий Николаевич Попов до конца исполнил свою миссию проповедника, основав и возглавив в трудное послереволюционное время православное братство. Все, чем занималось братство: службы, крестные ходы, дела благотворительности, взаимная поддержка – было чрезвычайно важно для людей, лишившихся всего, кроме веры. Его имя вошло в историю Русской православной церкви», – пишет о нем в своей книге Наталья Никодимовна Ушакова.

 

Николай Иванович Попов

Одним из достойных священников своего времени, трудившемся по совести для Бога и церкви, был брат отца Михаила и отец В.Н. Попова отец Николай Попов. Его мученическая кончина стала свидетельством живой веры и преданности Христу.

Сын священника, Николай Иванович Попов в 1876 году окончил Архангельскую духовную семинарию. В 1893 году был перемещен в Зачачевский приход Холмогорского уезда на место его отца, уволившегося за штат. Позже он становится духовником двух благочиний Холмогорского уезда. Завершает строительство приходского каменного храма во имя великомученика Дмитрия Солунского. По решению сельского схода, при деятельном участии Архангельского губернатора Энгельгардта он добивается закрытия местного трактира. Воодушевляет приходских крестьян и людей купеческого сословия, выходцев из Зачачевского прихода на сбор средств для восстановления приходского деревянного Никольского храма.

В июле 1914 года священник Николай Попов возведен в сан протоиерея с назначением на должность настоятеля Благовещенского собора г. Шенкурска. Здесь отец Николай с прихожанами занимается сбором вещей для нужд действующей армии (шла Первая мировая война)..

24 августа 1916 года он назначается с правами настоятеля в Шенкурский Свято-Троицкий женский монастырь, где и служил до конца своих дней.

Зимой 1918 года большевики вторглись в Шенкурский женский монастырь. В ответ на это горожанами было создано общество «Общество ревнителей и защитников Веры православной», которое взяло под охрану монастырь. В своих проповедях священник открыто призывал людей встать на защиту Шенкурского монастыря. В итоге большевиками были конфискованы только лишь монастырские угодья.

В январе 1919 большевики после недолгого водворения власти белых снова взяли Шенкурск. Началась расправа с населением, которое сотрудничало с Белой армией, в том числе и с духовенством. Протоиерей Николай Попов был приговорен к расстрелу.

Сын Николая Ивановича Алексей писал 11 февраля 1919 года своему брату Василию в Киев: «Великое горе и испытания послал нам Господь: наш милый дорогой папа пятого февраля н.ст. здесь, в Шенкурске, в восемь часов вечера расстрелян. До сих пор не знаем, где зарыто его тело; похоронить пока не разрешают». В следующем письме Алексей Николаевич писал: «А про смерть папы рассказывают немало, и по всем рассказам выходит, что он умер героем, совершенно спокойно шел на казнь, все время только горячо и проникновенно молился. "Прямо святой человек, – говорили другим солдаты, расстрелявшие его, – так что жутко было убивать его"».

 

Наталья Никодимовна Ушакова пишет о том, что революция 1917 года стала убийством собственного народа, событием, втоптавшим в грязь культурные ценности, богатое наследие, веру. Автор книги верит в то, что Россия сможет выздороветь: «Я верю, что страшные дни, годы, десятилетия ужасов в нашей истории больше не повторятся, и все лучшее, то, что заложено в нашу генетическую память предками, вспыхнет в наших сердцах, став путеводной звездой… Во время работы над книгой я чувствовала вдохновение, боль, жалость, слезы, любовь и в то же время полный душевный покой».

Наверное, этот покой или, правдивее было бы сказать, мир приходит как награда к тем, кто с любовью решается восстановить свою семейную, родовую память, возрождая тем самым память нашей многострадальной страны.

Татьяна Пархомович


Фото Александр Копеина

загрузить еще