Кафедральный храм Христа Спасителя в последнее время стал центром скандалов, чему в значительной степени способствовали панк-молебен и иск российского Общества защиты прав потребителей о незаконной торговле. Однако собор поставляет на медийный рынок и хорошие новости.
К ним относится, например, информация об открытии выставки «Non licet vos esse. Не должно вам быть». Она приурочена к 90-летию кампании по изъятию церковных ценностей и рассказывает о событиях в Шуе, где произошло первое лобовое столкновение верующих с советской властью. Здесь представлены редкие документы, газеты и фотографии 1920-х годов из архивов, библиотек, музеев Москвы, Петербурга, Шуи.
На первый взгляд, экспозицию можно расценить как «наш ответ Чемберлену»: вы к нам на амвон с хулиганством, а мы к вам с расстрельными списками. Но это будет ошибочная оценка. Хотя бы потому, что выставка готовилась задолго до акции в соборе и впервые была показана в Подмосковье. Духовный попечитель Преображенского братства свящ. Георгий Кочетков отмечал тогда: «Люди защищали не просто историческое наследие, не просто историческую культуру и память, хотя это само по себе очень и очень важно. Люди защищали свое человеческое достоинство, они защищали возможность своей веры, своей жизни».
Организаторами выставки стали Преображенское содружество малых православных братств, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Культурно-просветительский фонд «Преображение» (не путать с таинственной организацией «Преображение», руководитель которой участвовал в последней программе Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент») и Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта (г. Шуя).
На открытии экспозиции в ХХС завкафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви Давид Гзгзян также остановился на значимости анамнестических действий. По его мнению, выставки – один из самых эффективных способов познакомить людей с трагическими событиями XX века, напомнить им о святынях главных и вторичных. «Non licet vos esse. Не должно вам быть», по словам Гзгзяна, новый проект в серии выставок, посвященных истории России в XX веке. Первым проектом была выставка «Неперемолотые», с успехом прошедшая в четырнадцати крупнейших городах России.
Светлана Чукавина, руководитель проекта, рассказала о том, как создавалась выставка и подчеркнула, что в ходе той кампании власть очень активно использовала идеологическую пропаганду, клеветала на церковь, и во многом эта клевета не развенчана до сих пор.Действительно, до сих пор в народе о событиях 1922 года существуют превратные представления. Бытует легенда, что Церковь не хотела отдавать свои драгоценности в пользу голодающим Поволжья и советская власть силой их забрала. В реальности дело обстояло совсем иначе. Православные общины активно сотрудничали с комитетом помощи голодающим, собирали одежду, еду, жертвовали драгоценности. Но такая практика, поднимающая в глазах народа престиж Церкви, была пресечена новой властью. Большевикам нужен был большой скандал и большая кровь. Патриарх Тихон благословил отдавать всё, кроме богослужебных сосудов и чтимых святынь. И вскоре оказался в заточении.
Комиссии по изъятию ценностей действовали откровенно провокационно: мужчины в шапках входили в алтарь, садились на престол, курили. Любое слово протеста воспринималось как контрреволюционная агитация. И расстрельные списки росли.
Интересно, как народ сопротивлялся актам вандализма, оскорблению святынь. Рабочие Шуи и крестьяне из окрестных сел не хватались за топоры. Но они телами закрывали то, что им дорого. Они предлагали власти компромисс: выкупить за свои деньги святыни и оставить их в храме; но их не желали слушать.
Сегодня горячие головы говорят, что нужно было за топоры все-таки браться, отстаивать святыни с помощью военизированных православных дружин. Но в том-то и дело, что отвратить духовное падение можно было только силой духа и страданием. И никак иначе.
Впрочем, разговор вокруг защиты святынь может иметь самые разные повороты. Один из них обозначил на презентации клирик храма Христа Спасителя прот. Георгий Мартынов. Он высказал надежду, что Церкви начнут возвращать отнятые у нее чтимые иконы.
Что ж, можно повернуть тему и так, хотя это очень спорный момент. Как бы там ни было, музейные кураторы ХХС пустили многовекторную выставку в свои стены.
По-хорошему, она должна бы здесь и остаться.
Храм Христа Спасителя воздвигли в честь победы над Наполеоном, и здесь поминают погибших в Отечественной войне 1812 года воинов. Почему бы здесь не вспоминать и воинов веры, погибших в годы господства воинствующих безбожников, и их имена высечь на каменных плитах?
Выставка продлится до 30 сентября.
Борис Колымагин
"Ежедневный журнал"