О прихожанах, захожанах и прохожанах: кто готов пойти на длительное оглашение?

12 мая 2015
Поиску ответа на этот трудный вопрос был посвящен круглый стол «Проблемы предварительной миссии и предоглашения», с которого начался второй день конференции по длительной катехизации

Когда заходит речь о длительной катехизации, всегда первым звучит вопрос – кто будет ее проходить? Придут ли на нее люди, которые заняты работой, подавлены проблемами дачи, семьи и пр.?

В зависимости от частоты участия в богослужении всех людей можно разделить на три категории: прихожане, захожане и прохожане.

Каков может быть мотив для прохождения длительной катехизации у прихожан – тех, кто регулярно посещает храм, бывает на исповеди и причащается? Казалось бы, достаточно батюшке благословить их на длительную катехизацию, и благодарная паства должна с радостью включиться в процесс. Однако пастырский опыт священников – участников конференции показывает, что дело обстоит не совсем так. Оказывается, прихожане и захожане среднестатистического прихода похожи по внутренним характеристикам: прихожане – это бывшие захожане, которые стали чаще ходить в храм; они больше верят в Бога, но это не воплощается в каких-то конкретных делах; они более начитаны, но несколько бессистемно. Многие прихожане и практически все захожане – это люди, которые выстаивают богослужения, но в основном думают о себе и о своих трудностях, и, вместо участия в общей молитве, молятся о себе и своих ближних. Поэтому у них нет желания лучше знать богослужение, им мешает священник, который читает «тайные» молитвы вслух или проповедует. Недаром у священника, решившего начать катехизацию на среднестатистическом приходе, могут опуститься руки. Но, уделяя внимание людям и прилагая усилия, можно выявить тех, кто готов пробудиться к чему-то большему, ищет глубины и подлинности церковной жизни.

Как выяснилось, когда катехизатор, мирянин или священник, задумывается о том, где же находится «нива Господня», он часто приходит к выводу о том, что она вне храма. Общение с прохожанами удивляет тем, сколько на самом деле людей, ищущих Бога, но по тем или иным причинам не посещающих храм – чаще всего из-за предубеждений по отношению к церкви или в силу предыдущего травмирующего опыта.

На круглом столе зашел разговор о том, как и кто должен свидетельствовать о Христе, пробуждать жажду познания Бога. Участники сошлись во мнении, что сейчас у подавляющего большинства священников и мирян представление о миссии искажено – люди свидетельствуют не о Христе, а об обряде по принципу: «Тебе плохо? Пойди исповедуйся, причастись, и закажи сорокоуст в 7 (или 15, 70 и т.д.) храмах». Миссионерами могут быть именно те люди, которые «пробудились для Христа», те, кто понял, что принятие Христа требует жизни по вере, отречения от тех вещей, которые в сердце занимают место Христа.

Также миссионер, мирянин или священник, должен быть готов стать другом людей, к которым обращено его свидетельство, взять за них ответственность. Здесь ярким примером был рассказ священника, служащего на сельском приходе, который говорил о своем опыте создания дружеских отношений и преодоления стереотипов в условиях изначального недоверия к нему как к священнику. Это оказалось возможным даже в селе, при этом под дружбой понималось именно общение, в т.ч. и по духовным вопросам, а не стандартные «шашлыки, водка, праздник».

Среди форм миссии, которые могут использоваться для выявления ищущих, назывались самые разные варианты: встречи по чтению Евангелия, миссионерские экскурсии, индивидуальные беседы и многие другие. Однако принципиальное значение имеет так называемая «коллективная миссия», когда общность, община из 10, 30, 300 человек показывает, что она способна жить вместе по Евангелию.

В завершение круглого стола отмечалось, что ключевой момент для начала длительной катехизации – вопрос о мотивации потенциальных катехуменов: они должны верить в Бога, признавать себя христианами и хотеть ими быть, даже если сами люди это так не формулируют. Перед миссионером и катехизатором стоит сложная задача – ни в коем случае не насилуя человека, подвести его к выбору, сделав который, человек может стать оглашаемым и пойти по пути вхождения в полноту жизни по вере.

Дарья Макеева
Фото Александра Волкова
загрузить еще