Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сёстры, христиане!
Так случилось, что этот отрывок из Послания к римлянам сегодня уже звучал в этой часовне, когда мы крестили новых членов Церкви. И сейчас мы как бы продолжаем то дело, которое начали днём, снова вспоминая слова апостола Павла о том, что такое Крещение во Христа Иисуса.
Ветхий Завет тоже знал своего рода посвящение, и апофеозом ветхозаветной истории стало откровение Закона. Именно Моисей, через которого Господь заключил Завет в Законе праведных дел, более всего олицетворяет ветхозаветную эпоху. Но нам надо помнить, что Закон, данный свыше – это дело хорошее, доброе, о чём свидетельствовал и апостол Павел (Рим 7:14), но в нём было два недостатка. Во-первых, никто не мог исполнить весь Закон. А во-вторых, Закон всегда был вынужден прибегать к принуждению, своеобразному духовному насилию, потому что в членах человеческих всегда есть другой закон. Апостол Павел это также прекрасно выразил словами: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то творю» (Рим 7:15). Вот и приходится всегда слушать Закон немножко со стороны и всегда при этом быть готовым к насилию. Эти два недостатка Закона, а значит и целой многовековой эпохи, приводили к тому, что Завет праведных дел не созидался, а разрушался. Чем это закончилось, мы с вами хорошо знаем и слышали об этом не однажды в эти дни.
У людей всегда было желание преодолеть эти недостатки Закона. И оказалось, что это возможно. Надежда на это была дана ещё в Ветхом Завете: через пророков, через Завет с царём Давидом, – а исполнилась она во Христе. Во Христе начинается новая эпоха, когда люди, заключающие с Богом Новый Завет – а суть его мы только что слышали из Книги пророка Иеремии, – принимают этот Завет сердцем и уже не имеют нужды в том, чтобы кто-то их учил. Что это означает? Это не отменяет школ и всего такого – это говорит о том, что этот Закон принимается вместе с верой и даром Духа Святого. Поэтому его можно исполнить: он целиком входит в сердце человека, даже несовершенного, даже много согрешающего. И этот Закон действует изнутри, никогда не насилует человека. Человек во Христе и только во Христе рождается как личность, потому что обретает свободу. А обретает он её в любви, в Духе Христовом. И в этом вся сила и абсолютная новизна Нового Завета.
Но чтобы принять этот Дух Христовой Любви, надо войти во внутреннюю жизнь Христа, надо умереть с Ним. Мы должны расстаться с грехом и злом и совоскреснуть со Христом, преодолев разрушительную силу смерти, чтобы жить обновленной жизнью. Это новое вдохновение, новое творчество, новая любовь, откровение Истины. Мы должны быть со Христом в Его Воскресении. Мы должны расстаться с ветхим человеком в себе. Мы должны прервать нить, которая обеспечивала власть греха над человеком – не только над телом и плотью, но в первую очередь над духом. Надо перестать быть в рабстве у греха. Вот для этого мы и умирали и умираем каждый день со Христом, и наше Крещение – наше соумирание и совоскресение с Ним продолжается всю жизнь. Если смерть над Христом не властна, если Он живёт вечно для Бога, то и мы должны считать себя мёртвыми для греха и живыми для Бога во Христе.
Это касается самых глубинных тайн нашей жизни. Это так трудно бывает воспринять, об этом так непросто говорить, почему часто в наше время и молчат даже уста пастырей – им трудно стало проповедовать Христа воскресшего, трудно проповедовать жизнь во Христе, в Духе, Истине, Любви и Свободе, в Новом Завете – настолько трудно, что теперь даже считается, неблагочестиво. Вот сказал своё «Огласительное слово» Иоанн Златоуст, и довольно с нас. Не однажды я слышал такую аргументацию в алтарях, когда задавал вопрос, почему мы не проповедуем в пасхальную ночь, когда в храмы приходят, пусть многого и не понимая, какие-то люди. Апостол Павел касается очень глубоких вещей. И конечно, если бы у нас не было того опыта, который мы сегодня возобновили, когда крестилось такое количество людей, пришедших к Богу, в Церковь, желающих отдать своё сердце Христу, если бы мы не видели этих людей, которые утверждают нас в вере в Христово Воскресение, если бы каждый раз в таких случаях мы не обретали один и тот же Дух свыше, то, наверное, и мы должны были бы замолчать. Но мы не можем молчать. Как апостол Павел не мог молчать – он свидетельствовал о том, что эпоха Нового Завета открылась и Царство Небесное приблизилось, – так и мы причастны этому Царству. Будем же свидетельствовать об этом всем! Не потеряем своей веры и надежды, будем прославлять Христа, умершего за нас и воскресшего!
Аминь.