О «незаметных» грехах...

09 февраля 2009
Четыре интервью, размещенные здесь, не случайно анонимны. Правда, эта анонимность почти не связана со «спецификой темы» , и никаких «страшных, но откровеннных признаний» в них нет, хотя, как справедливо замечает один из авторов, дело касается вещей тонких и болезненных, вещей, которых принято (во всяком случае, в церкви) стыдиться.

«Кифа»: Как Вы относитесь к созданию братства «Трезвение» ?

– Я не очень понимал цель, задачи, средства этого братства, до тех пор, пока не побывал на первой его встрече. В последнее время я начал трудиться над преодолением своих грехов гораздо более серьезно, чем занимался этим раньше, и понимаю, что братство такое очень нужно. Количество и глубина проблем, которые призвано решать это братство, изначально большие, и не всем людям во время вхождения в церковь удается справиться с ними. Наркотики, водка, курение – это те вещи, которые приняты в современном обществе и далеко не всегда считаются зазорными. Такие «незаметные» грехи, как курение, для людей моего поколения – от 40 до 50 – вообще считаются «делом чести» . Все люди, на которых мы воспитывались, – Александр Галич, Юрий Визбор – курили, Толкиен, Льюис. Даже мать Мария – но об этом говорить не будем. Все это овеяно ореолом романтизма, любое интервью с тем же Бродским сопровождалось сигаретами, ну и т.д. и т.п. Но это я немного увлекся, я сейчас о другом хочу сказать. Хочу сказать о том, что братство, если оно будет строиться как братство – это огромный труд. Потому что люди действительно боятся, стесняются, не хотят открываться, потому что это вещи довольно-таки интимные и довольно болезненные для людей. Но если удастся создать дух братства, дух ответственности друг за друга, дух взаимопомощи, дух молитвенного созидания, если хотите, – то это будет огромное дело, которое мне сейчас сердцем трудно охватить, хотя разумом я начинаю что-то понимать.

Мне как человеку курящему претит, чтобы меня сейчас толпой повели давать обеты. Да не буду я давать никакие обеты, не хочу я врать Богу, потому что я к этому не готов. Но та концепция, которую озвучил о. Георгий, и те глаза людей, которые я видел, мне говорят о том, что здесь хватит, конечно, и его духовного опыта, и пастырской мудрости. Он говорил о вещах крайне трудных для людей зависимых, но он так об этом говорил, что люди начинали верить. Конечно, мы можем своими личными грехами, своими немощами это испортить – и не вернем. Нам надо относиться к этому трезвенно, спокойно и точно понимать, что с этой бедой, нашей общей бедой, мы совместно, по-братски должны бороться.

«Кифа»: Есть ли у Вас какое-то личное отношение к идее создания братства «Трезвение» ?

– Я, к сожалению, не был на первой его встрече. Но я отношусь к этому очень, очень положительно, это, действительно, чрезвычайно важная вещь, потому что у нас огромное количество людей страдает, главным образом, через своих близких. Нам нужно правильно себя вести со своими близкими, которые страдают от этого недуга, по-христиански. А люди теряются перед этой бедой, они не знают, как быть. Возможность привести к Богу ближних, преодолеть свое бессилие, незнание, что нам делать, когда рядом беда и люди страдают, – вот если это нам удастся с места сдвинуть, если братство в этом окажет помощь, то это будет большое дело.

«Кифа»: Скажите, пожалуйста, участвовали ли Вы во встрече братства «Трезвение» и как Вы относитесь к идее создания такого братства?

– Да, участвовала, и очень рада, что эта встреча состоялась. Какое-то время назад был об этом разговор, а потом замолчали, и меня очень беспокоило, что мы молчим. Я знаю очень хороших людей в братстве или алкогольно зависимых, или курящих, и я очень хотела бы им помогать.

«Кифа»: То, что говорилось на встрече, отвечало Вашим ожиданиям или что-то было достаточно неожиданным?

И то, и другое. Что-то было из того, что я ожидала, из того, что хотела, о чем мечтала и о чем боялась сказать, скажем так. Я много молюсь и думаю о том, о чем не было сказано, – об устройстве этого братства, о его структуре, как было бы лучше помогать, как выстроить отношения друг с другом. Мне кажется, в этом братстве должны быть строгие отношения, серьезные к себе и очень милосердные друг к другу, должен быть максимум милосердия к другому.

«Кифа»: Не могли бы Вы поделиться своими впечатлениями, дать оценку каких-то перспектив этого братства? Что во время первой встречи было для Вас неожиданным?

– Неожиданным, естественно, явилось количество православных, которые на эту встречу собрались. По листу регистрации там было порядка 240 человек – этого, конечно, никто не ожидал, думали, что соберется человек сорок, пятьдесят. Неожиданным явился подход, который оказался серьезнее, чем я ожидал, разговор о том, что к таким вещам, как обеты, нужно относиться серьезнее. Обычно, действительно, с этого начинают, как я слышал. А здесь говорилось о подготовке к этим обетам. И еще мне показалось очень важным то, что это все-таки некая возможная альтернатива опыту «Анонимных алкоголиков» . А эта альтернатива нужна православному человеку, потому что все мы видим людей, ушедших в эти «Анонимные алкоголики» – да, там им помогают, может быть, избавиться от порока, избавиться от греха, но это им не помогает стать полноценными людьми. Они перестают быть алкоголиками – те, которые перестают, – но они все равно остаются с этой проблемой, остаются в круге этих тем, в круге бесконечного обсуждения этих проблем.

Кифа №17, 2004 г.
загрузить еще