Среди приехавших в Воронеж были как те, кто знал отца Павла лично благодаря духовному общению и служению – профессор, ученый секретарь СФИ Александр Копировский, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ Константин Обозный (Псков-Москва), журналист, режиссер-документалист Олег Глаголев (Екатеринбург), так и представители воронежских общественных организаций, поддержавших выставку в Воронеже – поэт Галина Умывакина и правозащитник Вячеслав Битюцкий.
– Знаменательно, что проведение этой выставки совпало со Страстной седмицей и днями Светлого Христова Воскресения, поскольку путь Голгофы и путь Воскресения были сполна воплощены в жизни и служении о. Павла, – отметила куратор выставки в Воронеже Нина-Инна Ткаченко. – Тема нашего круглого стола – попытка ответить на вопрос, который неоднократно задавали посетители выставки, экскурсанты: почему именно так названа выставка «Свидетель эпохи»? В чем свидетельство отца Павла? Свидетелем чего – или кого – он был? Каково содержание этого свидетельства? И самое важное: чему мы с вами можем у него научиться? Чему являемся наследниками, а значит, несем за это ответственность?
Отец Павел – свидетель эпохи, которую было бы правильно подразделить на части: советская и постсоветская. В свою очередь ее советскую часть можно разделить на сталинскую и послесталинскую. Каждая из эпох имела свои особенности и сложности, но не одна из них не смогла его согнуть.
– Главным для отца Павла была обращенность к человеку, – считает Александр Копировский. – Он мог, отложив все дела, долго разговаривать с любым. Поэтому к названию выставки можно прибавить не «свидетель эпохи», а «свидетель эпох» и «человек-эпоха». Все эпохи, в которых жил, он умел победить, не разделялся на части. Целостность личности – это то, чему научиться нельзя. Если ты хочешь быть при жизни столь же целостным, как отец Павел – нужно помнить, что он при жизни прошел лагерь, потерял ногу и имел преследования во все эпохи и мученическую смерть… Он самой жизнью раздвигал пределы времени, и не плыл по течению, а преодолевал его, преображал.
Александр Михайлович вспомнил, что познакомился с отцом Павлом в середине 1970-х, когда тот начал служить в Пскове. В гостинице было остановиться невозможно, и ему порекомендовали переночевать у священника Павла Адельгейма, который принял незнакомого человека без расспросов. Эта свобода была у отца Павла от внутреннего покоя.
Так же открыто и мирно он принял и своего убийцу, потому что иначе не мог. Он никогда ни с кем не боролся, с ним боролись. Почему? В каком-то смысле, на него реагировали как на всех тех, кто имеет в себе дух Христов. Или откликались на дух мира и открытости, или противостояли ему.
Следующая встреча отца Павла и Александра Михайловича произошла спустя 20 лет. Тогда отец Павел признался, что всю жизнь старался сделать то, что сделало Преображенское братство, но у него не получилось. И вот теперь он хотел знать, почему? И что поразительно: человек, у которого можно было только учиться и учиться, просил рассказать о том, как люди встречаются не только на богослужении, но и общаются, что-то делают вместе, в то время как мир растаскивает в разные стороны. Отцу Павлу нельзя подражать, стилизоваться под него, но его свобода, покой, открытость каждому человеку – то, что дает вдохновение…
– Мы можем радоваться, что мы жили в эпоху о. Павла Адельгейма. И даже когда он умер, эта эпоха не кончается, – закончил свое выступление Александр Михайлович Копировский.
Другой участник круглого стола из Пскова Константин Обозный лично познакомился с отцом Павлом в 1997 году, уже имея опыт церковно-приходской жизни.
– Когда я впервые увидел отца Павла, то оробел, – признается Константин Обозный. – Передо мной был образ ветхозаветного пророка. Запомнился пронизывающий взгляд – через весь храм. Однажды мы с отцом Павлом пришли в женскую колонию, чтобы послужить молебен. Контингент камеры, где проходила молитва, воспринял нас по-разному: одни серьезно, другие с усмешкой. Однако и в такой ситуации отец Павел поставил икону и сосредоточенно молился – и это было свидетельством жизни во Христе.
Став прихожанином храма Жен мироносиц, где настоятелем был отец Павел Адельгейм, Константин Обозный окунулся в насыщенную жизнь прихода. Прихожане были нацелены на служение. Они помогали школе регентов, в детском приюте в Писковичах, в поездках в тюрьму, работе с библиотекой, делах милосердия.
– Одной из задач отца Павла было то, чтобы прихожане почувствовали, что они тоже часть Церкви, и многое зависит от них – какой будет Церковь Христова, – поделился Константин Обозный.
Прихожанам дорого было, что отец Павел разговаривал с ними на равных – зачитывал свои проекты выступлений на конференциях, спрашивал, что непонятно… Это было настоящей христианской простотой.
Отец Павел был еще проводником церковного предания: он очень много рассказывал прихожанам о своих учителях – исповедниках веры. Отец Павел продолжил это свидетельство, которое началось с начала XX века.
Формат круглого стола подразумевает выступление не только ведущих встречи, поэтому микрофон перешел в зал.
Ольга Крылова, экскурсовод (братство во имя преподобного Силуана Афонского) поделилась своими впечатлениями:
– Мне посчастливилось провести несколько экскурсий. Большие изменения с людьми начинают происходить при знакомстве с последними стендами экспозиции. Сравнивая эту выставку с другими («Не должно вам быть», «Он не преклонился перед силою факта»), хочется отметить, что именно здесь люди выходят на личное общение и говорят, что лично для них важно. Многих поражает тот факт, что прихожане молятся об убийце отца Павла.
Экскурсовод Ольга Евстигнеева (братство во имя свт. Тихона Задонского) рассказала об одной посетительнице, которая, переходя от стенда к стенду, примеряла каждый эпизод жизни отца Павла на себя и с сожалением отмечала, что так поступить она бы не смогла.
О влиянии отца Павла на жизнь простых жителей Ферганы рассказал режиссер-документалист из Екатеринбурга Олег Глаголев. Снова мы слышали свидетельство о мирном духе, радости и приветливости. Отец Павел запомнился ближним не разговорами о вере, а как человек, живущий этой верой.
– Свидетельство отца Павла в том, что правда, которую нес отец Павел, не выветривается, она неистребима. Красота, которую насадил Господь, истребляется в этом мире, но, попадая в сердце, это зерно начинает расти, приумножаться и передаваться другим. Сейчас для христианства очень важно восстановление благородства. Важно, что в отце Павле это благородство связано с правдой. Его правда была правдой мирной и правдой разумной – мирной и разумной, – сказал он.
Галина Умывакина поблагодарила гостей за воспоминания об отце Павле Адельгейме и добавила:
– Свое впечатление о нем хочу определить как свободу жизнетворчества. Совсем недавно в рамках выставки прошел поэтический вечер, и его бесхитростные стихи не потерялись среди поэзии Ахматовой, Пастернака, Мандельштама, Волошина.
– Настоящее свидетельство отца Павла заключается в том, что, находясь в тяжелейших условиях, он не только вступил на путь священничества, но сохранил веру и понимание священнического долга: отдать служению жизнь, – считает Вячеслав Битюцкий, председатель воронежского «Мемориала».
– Отец Павел мне мил и дорог тем, что он свою веру выстрадал. А такие люди в своем исповедании доходят до конца, – сказал Александр Булгаков, потомственный евангельский христианин, чью семью тоже не обошли репрессии и преследования за веру.
Выставка почти закончила свою работу в Воронеже, и председатель братства во имя святителя Тихона Задонского Алексей Евстигнеев пожелал в заключительном слове:
– Хотелось бы, чтобы мы, соприкоснувшись с опытом отцом Павла, заразились этим духом, чтобы это замечательное событие для нашего города прикоснулось к сердцу каждого – чтобы мы не искали врагов, а искали правду.