«Нужно любовью возрождать любовь в душах людей»

03 октября 2011
Доклады пленарного заседания третьего дня конференции «Служение Богу и человеку в современном мире» были посвящены Н.Н. Неплюеву и его трудовому братству

Доклады пленарного заседания третьего дня конференции «Служение Богу и человеку в современном мире» были посвящены Н.Н. Неплюеву и его трудовому братству*.

Наталья Игнатович, секретарь кафедры церковно-исторических дисциплин и исследователь истории Крестовоздвиженского братства, в своем докладе рассказала о воспитании детей в школах Н.Н. Неплюева и выделила основные принципы педагогики в них: воспитание любовью и свободой, добровольная дисциплина любви, принцип духовного старшинства, принцип духовной самодеятельности и другие. Одна из особенностей воспитательной системы школы заключалась в организации Младшего и Старшего братских кружков – старшие дети принимали на себя ответственность за воспитание младших, одновременно воспитываясь сами, а младшие научались послушанию, доверию и открытости, причем задачей старшего было пробуждение у младших самостоятельного движения в духовной жизни. Преподавали в школе её выпускники, люди верующие и церковные, много внимания уделялось молитве и труду, согласованию веры и жизни. Детей приучали анализировать свои поступки и отношению к учебу, труду, к старшим и друг к другу. С этой целью дети вели личный дневник, который просматривался старшим, каждую субботу подводились итоги жизни школы за прошедшую неделю с участием детей, учителей, Н.Н. Неплюева.

Интересно, что членам Крестовоздвиженского братства на первое место в жизни нужно было поставить Бога и братство, а потом свои семейные интересы, этот приоритет соблюдался и в воспитании детей. Эта иерархия ценностей устанавливалась правилами жизни братства, и иное отношение называлось личным и семейным эгоизмом. Такое отношение к семье в братстве вызвало оживленную дискуссию у участников конференции.

Декан богословского факультета СФИ Зоя Дашевская в докладе «Молитва и богослужение в Крестовоздвиженском православном трудовом братстве: опыт братского служения и его рецепция» отметила, что составление Н.Н. Неплюевым, блюстителем Братства и мирянином, братских чинов и молитв уже само по себе – явление неординарное. Николай Николаевич издал сборник молитв «Звуки души», в который вошли молитвы о Братстве, молитвы для воспитанников школ и молитвы при вступлении в Братство и братские кружки. Эти молитвы обычно обращены к Отцу Небесному и к Господу Иисусу Христу. Особенностью этих молитв и чинов является исповедание веры и свидетельства о личном завете с Богом вступающего в Братство в братские кружки. К сожалению, не всегда литургический опыт Н.Н. Неплюева находил поддержку в официальных церковных структурах – так, очевидным свидетельством «охранительного православия» был отзыв на представленные чины митрополита Антония (Вадковского). Зоя Дашевская также рассказала о приходском богослужении в братском храме, настоятелем которого более двадцати лет был братский священник Александр Секундов. Отец Александр, участник Поместного Собора 1917-18 гг. и будущий Российский новомученик, читал Апостол и Евангелие на русском языке, вводил прошения о нуждах братства в ектеньи и давал возможность братчикам самостоятельно совершать на ектеньях поминовения.

Валерий Авдасев, директор музея Н.Н. Неплюева и Трудового братства в с. Воздвиженское в своем докладе «Коммуна и коммунизм: жизнь Крестовоздвиженского трудового братства в советскую эпоху 1918–1929 гг.» рассказал об этом малоизученном периоде жизни братства. В 1918 году почти все имущество братства было национализировано, само братство преобразовано в коммуну, создан совет братства вместо думы, был переписан устав – это были вынужденные мера, чтобы попытаться в условиях давления со стороны новой власти сохранить братство. В 1923 году коммуна была преобразована в артель, затем – в агро-индустриальный комбинат, а в 1925 году руководство Трудового братства было репрессировано, вместе с семьями были сосланы все члены братской думы, из школ были уволены все педагоги, некогда назначенные братской думой, наиболее активные братчики были выселены из коммуны, на их место пришли неверующие люди, чуждые братской жизни. К 40-м годам ХХ века братство было полностью разрушено советской властью.

После докладов состоялась открытая дискуссия по итогам конференции и ее главной теме с участием ведущих семинаров малых братств. Подводя итоги конференции, проф.-свящ. Георгий Кочетков, ректор СФИ и духовный попечитель Преображенского братства  подчеркнул, что конференция действительно поставила много новых вопросов и проблем: "Это действительно вызовы, о которых надо помнить. И есть целый ряд моментов, которые, наверное, никогда не будут разрешены полностью. Это некоторые пары, антиномии, которые нельзя друг от друга отрывать, но и нельзя ни в коем случае смешивать. Например, это напряжение между “моим” и “нашим” служением, между усилием и насилием в духовной жизни, между понятиями “община” и “братство”, “братство” и “церковь”, потребление и потребительство».

Всего на конференции присутствовало 800 участников из 9 стран (Румынии, Австрии, Люксембурга, Украины, Белоруссии и др.) и 25 епархий Русской православной церкви.

* Фильм о Крестовоздвиженском трудовом братстве и его основателе, просветителе и богослове Николае Николаевиче Неплюеве Вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе "Видео".

Наталия Игнатович, Зоя Дашевская, Дмитрий Гасак
Наталия Игнатович, Зоя Дашевская, Дмитрий Гасак
Валерий Авдасев
Валерий Авдасев
Открытая дискуссия
Открытая дискуссия
Информационная служба Преображенского братства
конец!