Мы продолжаем публикацию цикла статей Натальи Адаменко, председателя Иннокентиевского миссионерско-катехизаторского общества и преподавателя миссиологии Свято-Филаретовского института, под общим названием «Миссия родным и друзьям». Cтатьи основаны на материалах встреч-семинаров в группах и общинах Преображенского братства о проблемах личной миссии.
Из опыта церковной жизни мы знаем, что наши верующие друзья, братья и сестры, а также опытные катехизаторы и священнослужители бывают более успешны в свидетельстве нашим друзьям и родным, чем мы. А мы, в свою очередь, можем помочь в свидетельстве друзьям и родным наших братьев и сестер. О подобной помощи, которую мы можем оказывать друг другу в свидетельстве, мы поговорим в этот раз.
Все мы помним слова Господа о «пророках в своем отечестве», сказанных им в Назаретской синагоге:
«И придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что изумлялись они и говорили: откуда у Него премудрость эта и силы? Не Он ли сын плотника? Не Мать ли Его называется Мариам, и братья Его Иаков, Иосиф, Симон и Иуда? И сестры Его не все ли с нами? У Него же откуда всё это? И соблазнялись из-за Него. Иисус же сказал им: пророк не бывает без чести, разве только в отечестве и в доме своем» (Мф 13:54-57).
Мы часто оказываемся в роли тех самых «пророков в своем отечестве», потому что нашим родственникам, нашим друзьям, как правило, воспринять нас, как людей, у которых можно чему-то научиться, очень трудно. Особенно старшему поколению. Им нужно буквально переступить через себя для этого, а они часто не могут и не хотят это делать. Даже признать не хотят, что у нас есть то, чего у них нет, даже если это им хочется, все равно им трудно это сделать. Поэтому нужно большое смирение с нашей стороны, нужно это учитывать, особенно при свидетельстве мужьям, женам, родителям. И вот в этом случае важна помощь наших знакомых христиан – братьев и сестер. Они могут говорить те же слова, и с ними наши родственники соглашаются, а нас не слышат.
Для возможности такого свидетельства нам нужно постараться познакомить наших неверующих друзей и родственников с верующими друзьями и родственниками. Самое главное в свидетельстве – это дружба и доверие. В «Житиях святых» мы можем найти удивительные примеры того, как даже в условиях гонений христиане использовали все имеющиеся у них возможности для свидетельства своим родным и друзьям, как призывали для этого на помощь других христиан. И, как правило, если мы с вами видим в месяцеслове длинный перечень имен с указанием степеней родства, то это именно такие примеры. Так, в последний день года, 18\31 декабря, церковь молитвенно вспоминает мчч. Севастиана и дружину его: Никострата казнохранителя, жену его Зою, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула.
«Дружиной» здесь названы друзья Севастиана, который был начальником дворцовой стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане и долго держал свое христианство в тайне, чтобы иметь возможность помогать христианам, заключаемым в тюрьму, куда он как офицер римской армии имел свободный доступ. Однажды двое из заключенных христиан, братья Маркеллин и Марк – друзья Севастиана, получили возможность отсрочки казни на месяц, с расчетом властей, что за это время родные склонят братьев к отречению от веры. Встреча братьев с родителями, женами, детьми, другими родственниками и друзьями произошла в доме казнохранителя Никострата, который обладал влиянием при императорском дворе. Севастиан пришел туда поддержать друзей и помолиться за них, но, поняв, что не может более скрывать свою веру, с силой призвал всех собравшихся обратиться ко Христу. Во время вдохновенной проповеди его лицо озарилось сиянием, а некоторые из присутствующих видели около него ангелов. Затем Севастиан исцелил от немоты жену Никострата Зою, после чего все присутствующие родственники и друзья Маркеллина и Марка обратились в христианство, и хозяин дома – Никострат с женой тоже. Однако, Севастиан поставил Никострату условие его крещения: он попросил привести всех заключенных, включая уголовных преступников, которым тоже проповедовал. Когда тот выполнил это условие, Севастиан провел для всех уверовавших подготовку к крещению (оглашение) и позвал пресвитера для совершения таинства: «Все они стали готовиться ко святому крещению, писали свои имена и подавали пресвитеру. Первый подал свое имя Транквиллин, отец Маркеллина и Марка, после него шесть его друзей... потом Никострат с братом своим Касторием и Клавдий, после него два его сына Симфориан и Феликс, Маркия, мать Маркеллина и Марка, Симфороса, жена Клавдия, Зоя, жена Никострата, и весь дом Никострата – до 33 душ обоего пола, и, наконец, все приведенные из темницы, числом 16. И было всех приготовившихся ко крещению 64 человека». В этом же житии далее рассказывается о том, как Транквиллин, отец Маркеллина и Марка, обратил епарха города Рима Агрестия Хроматия, который, приняв крещение, пожертвовал карьерой ради обретенной веры во Христа. После этого «Агрестий Хроматий с сыном Тивуртием и со всем домом своим крестился во имя Отца и Сына и Святого Духа, так что число новопросвещенных простиралось до 1400 лиц обоего пола».
Иногда только лишь присутствие верующих друзей или пресвитеров вдохновляло и укрепляло христиан на проповедь родным. В житии мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (16\29 января) мы встречаемся именно с такими примерами. Началась эта история с того, что епископ Смирнский Поликарп (ученик Иоанна Богослова) послал двух священников и дьякона в Галлию (ныне – Франция), потому что там начались гонения на христиан. В Галлии их принял в свой дом гостеприимный сенатор Фавст. «Когда он узнал, что гости – пресвитеры, то стал усердно просить их, чтобы они привели к Христу чрез святое крещение его семейство, родных и знакомых; сам он уже был христианином, лишь – тайным по причине гонения на христианство». Он желал привести ко Христу все свое семейство, но сам не имел в себе решимости для свидетельства им. С помощью пресвитеров, присланных св. Поликарпом, он обратил в христианство и крестил своего сына Симфориана (ставшего потом мучеником). Потом Фавст вспомнил о своей родной сестре Леонилле (тоже тайной христианке) и ее трех внуках – близнецах, получивших прекрасное образование, но остающихся язычниками, как и их отец. Их бабка желала бы сделать внуков «воинами Христовыми и посвятить на служение Ему». Фавст попросил пресвитеров помочь ей «просветить весь дом». И один из пресвитеров, Венигн, пошел к ней. Леонилла с радостью приняла его и сразу же начала действовать. Её внуки в этот день приносили жертвы идолу богини Немезиды и принесли своей бабке жертвенного мяса в подарок. Но она демонстративно выбросила это мясо на съедение собакам. И очень энергично, с бескомпромиссностью обличая идолопоклонство внуков, она призвала их оставить всех идолов и веровать в Творца всего – Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Интересно, что внуки Леониллы, словно ждали её обличения и призыва: «Когда она замолчала, все в один голос отвечали ей: Зачем же ты молчала до сих пор пред нами о деле такой большой важности? Зачем в течение столь долгого времени скрывала от нас путь истины и лучезарный свет?» Тут же пресвитер Венигн, тщательно научив юношей истинам христианской веры, крестил их и окончательно утвердил в вере. Впоследствии все они стали мучениками, но от веры не отреклись.
После таких примеров становится понятно, что ни возраст, ни немощи, ни гонения не могут помешать нашему свидетельству, особенно, если мы помогаем в этом друг другу. Как нам познакомить наших верующих и неверующих друзей и родственников? Сейчас это делается очень просто и естественно. Например, вы шли мимо, купили тортик, и зашли чаю попить к своим верующим друзьям. А там – родственники неверующие, с которыми можно познакомиться и пообщаться. Можно услышать возражение, что для таких чаепитий сейчас нет времени, что все загружены делами, что и так приходится разрываться между домом, работой и храмом... Но нам не надо разрываться, нам надо соединять, собирать со Христом. Не надо чтобы разрыв между верующими и неверующими членами нашей семьи, между верующими и неверующими друзьями увеличивался, надо наоборот искать пути соединения людей. Где мы можем всех перезнакомить? Куда же мы можем позвать их? Давайте поговорим об этих возможностях.
Мы собираемся вместе на праздники: Рождество, Новый год или Пасху, и зовем на праздник не только друг друга, но своих неверующих родственников и друзей. И наш праздник, конечно, без винопития. Мы их зовем к нам домой, чтобы они вместе с нами могли порадоваться. На празднике мы можем при этом вообще не упоминать ни о Боге, ни о Христе – мы просто общаемся друг с другом и с ними, говорим о смысле празднике, вместе смотрим фильм или какой-нибудь сюжет о нем. Мы красиво накрываем стол, мы готовимся и молимся об этой встрече, что бы наши неверующие родственники и друзья на ней оттаяли сердцем. Потому что возможность просто посидеть в трезвой компании, попить чай, спокойно поговорить о чем-то, без всякой политики, идеологии, вспомнить о чем-то хорошем, настоящем, редко представляется в нашей жизни. Иногда нужно, чтобы человек просто присмотрелся, просто посмотрел бы на трезвых, вменяемых и интересных людей, которые общаются между собой без напряжения, без каких-то подколок. Тут важно качество дружеского общения. Из такой компании уходить не хочется... Мы это по себе знаем. Иногда только этого достаточно, чтобы появилось доверие, чтобы человек сам стал задавать нам вопросы о смысле жизни и смерти. Важно не устраивать диспутов, не обсуждать церковные и приходские проблемы, не выяснять отношения между собой, а просто дружески общаться и радоваться встрече.
Дни рождения – это золотой миссионерский резерв! Их можно отмечать так, что каждое из них будет событием для наших родных и друзей. Если нас позвали на день рождения, то мы можем подарить подарок со смыслом – книгу, фильм, картину, икону – и сопроводить это интересным рассказом или свидетельством. Если к нам пришли гости, то мы можем позвать вместе с родными наших верующих друзей и тоже что-нибудь придумать или просто познакомить своих неверующих и верующих друзей. Важно, чтобы было это личное общение, потому что неверующие люди часто под «церковью» понимают структуру, организацию или даже «контору». И мы можем им свидетельствовать своим поведением, своим общением, что это не так, что церковь не только «храм с куполами» или «организация», но в первую очередь – собрание верующих людей. Очень разных людей, но, тем не менее, вместе служащих Богу.
Еще кроме праздников и дней рождений могут быть другие формы общения: например, мы затеваем какое-то дело дома: ремонт, переезд, мы зовем либо родственников нам помочь, либо наших братьев и сестер вместе с родственниками поработать вместе, и во время этой работы, очень интересное общение бывает, просто замечательное. Все происходит естественно.
Наших друзей мы можем приобщать потихонечку к нашей жизни. Можно просто пригласить на дачу – собирать ягоды, фрукты. Это замечательно! Особенно, если эта помощь нам является помощью не только нам. Например, одна пожилая сестра помогала детскому приюту, и из всего, что у неё на даче вырастает, она часть оставляла себе, а остальное отвозила в детский дом. При этом, поскольку она пожилой человек, ей нужна была помощь. И она своего маловерующего сына и его семью всегда просила: мол, помогите в детский приют отвезти помидоры, яблоки... Только очень бессердечный человек сможет нам отказать в такого рода просьбе! Интересно, что и сын, и его семья постепенно воцерковились.
Мы можем просить помощи у наших неверующих родственников и друзей, когда сами делаем дела веры, любви и милосердия. Например, если мы регулярно собираем дома ненужную нам обувь, одежду, чистим и стираем её и относим в социальный приют, то родственники и близкие друзья часто начинают нам в этом помогать, включаются в это дело. Дети даже привыкают, что если они вырастают из вещей, то мы их не выбрасываем, мы их отдаем, и они бережнее носят вещи. Когда в нашей жизни присутствует жертвенная любовь, память о других людях, то в семье это не остается незамеченным, и наши слова о Христе и Его любви тоже будут восприниматься по-другому. Милосердие и дела любви не только нам помогают исполнять Христовы заповеди, но и другим людям помогают преодолевать недоверие к Богу, к церкви. Если человек сам начинает совершать дела милосердия, то его сердце смягчается.
Иногда спрашивают, как расширить круг общения: дом – работа – храм. А у каждого из нас есть друзья и родственники, и мы с ними незнакомы. Это огромный круг общения. Какой тут скрыт огромный потенциал! Ведь иногда человек совершенно не восприимчив к словам брата или сестры, а мы там два слова оброним, не имея даже их в виду, и эти слова вдруг попадают им прямо в сердце....
Миссия, нормальная миссия, идет сама собой. Вся наша жизнь является свидетельством, и если мы живем жизнью насыщенной, интересной, полной, то жить вместе с нами – не скучно. Мы идем с братьями и сестрами на экскурсию, на концерт или на интересную встречу – зовем родных и друзей с собой, идем на прогулку в парк, выезжаем за город, и тоже приглашаем их, чтобы общаться.
Есть один интересный древний христианский текст II века, диалог «Октавий», автор которого – Марк Минуций Феликс, описывает прогулку на берегу моря троих друзей. Двое из них – христиане, Марк и Октавий, а третий – язычник Цецилий. Друзья вначале просто наслаждаются хорошей погодой, бросают в море камешки и любуются кругами на воде. Разговор их постепенно переходит на духовные предметы, на философию и религию, и в этой дружеской беседе твердые вначале языческие убеждения Цецилия дают трещину, а его предубеждение против христиан проходит, и в конце беседы он уже с симпатией относится к вере друзей-христиан.
Очень хорошо вместе ходить в музеи и в другие памятные места, ведь память, в том числе припоминание истории, оживляет духовную жизнь человека. Кто помнит прошлое – тот думает и о будущем. И если человек уже ищет смысл в жизни, то его поиск может усилиться и углубиться от припоминания, если он не ищет, то поиск может начаться. Важно понимать, что если мы сами ходим на выставки и концерты, на встречи с интересными людьми, то мы родных и друзей тоже можем пригласить, если мы сами не ходим, то и позвать нам будет некуда. Насколько мы включены в жизнь церкви, братства, насколько насыщена наша жизнь событиями, настолько мы можем других людей приглашать соучаствовать в ней. Нам нужно подумать, поразмышлять, иногда даже посоветоваться с другими, чтобы найти у себя в жизни возможности для свидетельства, для общения.
Ещё важно, чтобы атмосфера на наших встречах и экскурсиях была спокойная, мирная, без напряжения и показухи, для того, что бы люди могли успокоиться и избавиться от своего страха перед церковью, и конкретно перед верующими людьми, с которыми им потом и дальше общаться.
Очень хорошо, если рядом с ищущим или сомневающимся человеком есть сочувствующий, внимательный и готовый помочь верующий человек, который поддержит и вдохновит в трудную минуту сомнений и испытаний. Ответственность поручителя, крестного именно в этом. Так что, если мы человека приводим к Богу и поручаемся за него, нужно ему помогать все время, пока он не воцерковится, пока он сам не начнет служить Богу. И тогда люди редко уходят из церкви. Мы становимся родными через это общение во Христе.
Практические советы и рекомендации
Часть 1. Автоматическая миссия или «Сей везде!» Часть 2. Сила ходатайственной молитвы Часть 3. Личное свидетельство