Миссия родным и друзьям

12 марта 2013
Практические советы и рекомендации. Часть 3. Личное свидетельство
Винсент Ван Гог. Пшеничные стога со жнецом. Полдень. 1888
Винсент Ван Гог. Пшеничные стога со жнецом. Полдень. 1888

Мы продолжаем публикацию цикла статей Натальи Адаменко, председателя Иннокентиевского миссионерско-катехизаторского общества и преподавателя миссиологии Свято-Филаретовского института, под общим названием «Миссия родным и друзьям». Cтатьи основаны на материалах встреч-семинаров в группах и общинах Преображенского братства о проблемах личной миссии.

Часть 3. Личное свидетельство

 

Итак, как нам говорить с нашими близкими о вере? О чем им рассказывать? С чего начать разговор и когда его лучше начать?

«Слово вовремя»

О том, что наше слово должно быть сказано вовремя, мы знаем из опыта, да и в Священном Писании об этом тоже говорится: «Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!» (Притчи 15:23). Даже вдохновенное и верное слово о Боге, сказанное не вовремя, вызывает раздражение у наших близких и друзей. Если учитывать это, то в нашей жизни есть не так много ситуаций, когда наше личное свидетельство о вере может быть хорошо принято. Это бывает либо во время нашего личного и доверительного разговора с близкими людьми, когда они сами спрашивают нас о том, как мы пришли к вере, либо в ситуации резкой конфронтации, агрессии против нас, когда нам, кроме свидетельства, уже ничего более не остается. Примеры личного свидетельства второго вида мы найдем в книге Деяний Апостолов – это оправдательная речь апостола Павла перед толпой иудеев, которые хотели его убить (23 глава), и его же речь в свою защиту перед царем Агриппой (26 глава). Это короткое и яркое свидетельство о самом главном, пока царь не потерял терпение, или пока апостола слушала толпа. Он кратко говорит, что был ревностным фарисеем и сначала преследовал христиан, а потом по пути в Дамаск его осиял с неба свет, он упал на землю, и с ним говорил Сам Воскресший Христос, Который послал его «далеко к язычникам», – вот и все. Однако в нашем общении с родными и друзьями подобные угрожающие жизни ситуации встречаются довольно редко. Поэтому мы говорим о своей вере чаще всего в обычной, спокойной обстановке.

Очень важно, чтобы наш близкий человек был готов к нашему свидетельству, чтобы он хотел нас слушать, поэтому не нужно спешить говорить о самом главном для нас, когда человек не хочет нас слушать или ему это не интересно. Нам бывает трудно предугадать заранее момент, когда человек становится готов всерьез принять наше свидетельство, когда что-то у него внутри созревает для серьёзного разговора. Это «что-то» чаще всего – вопрос о смысле жизни, вопрос о смерти и зле, о судьбе и свободе, о любви и ненависти. Эти вопросы периодически встают перед нашими близкими и мучают их, как они некогда мучили и нас. Часто это внутреннее беспокойство, тоска, или непонятный трепет возникают в моменты жизненных перемен, они бывают связаны с болезнью или смертью, с рождением детей, какими-то серьезными жизненными потерями или приобретениями. Как верно заметил священник Александр Ельчанинов: «Рождение мистично – к нам приходит вестник из другого мира. Смерть близких еще сильнее будит в нас мистические чувства – уходя от нас, они из ткани нашей души протягивают за собой длинный провод, и мы уже не можем жить только этим миром – в наш теплый, уютный дом поставлен аппарат в бесконечность».

Поэтому мы должны быть всегда готовы к глубокому разговору с нашими друзьями и близкими о самом главном для нас и для них. Мы сами должны знать ответы на эти  трудные вопросы, знать их не из книжек, а из нашего личного духовного опыта, из нашего опыта встречи с живым Богом во Христе. Апостол Петр говорит в Первом Послании: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (3:15). Отчет в уповании – это рассказ о нашей надежде, а не только о вере. Наших близких часто интересует, почему мы так резко изменили свою жизнь, что нами движет, в чем смысл наших действий, и на что мы, в конце концов, надеемся. Но выражают они эти вопросы часто в виде претензий, с плохо скрываемым раздражением или иронией. Они могут спросить нас: «Как тебе не надоедает ходить каждое воскресенье в церковь? Сколько уже можно читать эту Библию? Ну, что, помог тебе твой Бог сдать экзамен?» Наш кроткий (спокойный и мирный), и благоговейный (уважительный и с любовью), но твердый ответ на эти вопросы может способствовать тому, что наши близкие захотят именно с нами поговорить, когда трудные вопросы снова станут беспокоить.

Вера лучше всего передается в живом общении, когда мы смотрим друг другу в глаза, поэтому личное свидетельство так важно. Однако одних слов мало. Мы можем говорить красивые слова, но если наши друзья увидят, что мы и живем так, как говорим, то слушать наше свидетельство они будут совсем по-другому. Люди ведь только и ждут этого совпадения слов и дел. Им важно убедится, что жить по вере возможно, что это не обман, не фантазии. Все, все вокруг говорят одно, а делают другое, обманывают друг друга и себя, и эта ложь разъела все вокруг. Люди хотят опереться на что-то настоящее, подлинное. И когда они видят человека, у которого слова не расходятся с делами, то буквально двумя руками могут за него схватиться и сказать: «Веди меня к своему Богу, покажи мне Его, я хочу тоже быть с Ним вместе с тобой».

Давайте удивим их!

Миссия всегда начинается с удивления, когда нас кто-то удивляет или что-то нас поражает так, что мы говорим «ах!» или «это правда!» Мы удивляемся, когда происходит что-то выше нашего понимания, открывается что-то особое через другого человека, что-то великое и прекрасное, что мы вместить пока не можем. Вспомним случаи, когда в Евангелии или Деяниях апостолов люди обращались. Помните многочисленные знамения Господа? Исцеления неизлечимо больных, воскрешение мертвых? После того, как Дух Святой сошел огненными языками, люди стали спрашивать: «Что это? Как понять?» Апостолы объясняют: это исполнилось, сказанное пророками, и люди понимают: наконец-то Христос пришел, Спаситель. У всех людей есть в жизни поиск чего-то или кого-то, что может изменить их жизнь, но они порой не могут это четко назвать, особенно люди неверующие. Вот, например, многие ищут правду, настоящую правду. Многие ищут потерянные честь и достоинство. Человек всегда ищет чего-то нормального, хорошего, лучшего, чем обычная рутинная жизнь.

В любом обращении есть тайна. Господь нам открыл эту великую тайну, тайну Своей любви, мы приобщены к ней через Христа, и призваны возвещать ее. Вот этой тайной мы и делимся с теми, кого любим. Обретение веры в Бога и во Христа – это поворотный момент в жизни всякого человека, поэтому в своем свидетельстве мы рассказываем, что предшествовало обретению веры, как Господь в жизни действовал. Мы можем рассказывать нашим друзьям и родным, почему мы начали искать смысл жизни, что нас к этому подтолкнуло, какие вопросы нас тогда мучили и не давали покоя. Многие из этих «трудных» вопросов их самих мучают! Поэтому они, скорее всего, будут слушать нас внимательно и сами начнут спрашивать о чем-то. Но, даже если после нашего свидетельства у них возникает желание тоже испытать этот опыт, они захотят попробовать, то тут же возникает первая трудность. Они понимают, что в их жизни есть много того, что Бог не одобряет, их совесть им об этом ясно говорит. Вопрос обретения веры тесно связан с вопросом покаяния, т.е. изменения образа мыслей и образа жизни человека. Можно даже сказать, что это один и тот же вопрос. Когда человек видит настоящую христианскую жизнь и понимает, что и перед ним этот путь открыт, то он чувствует, что ему что-то в своей жизни придется поменять. И когда человек понимает, что в жизни надо что-то изменить – это решающий момент, нам нужно молиться о нем, ведь для человека это самый первый шаг к Богу и в церковь. Неверующий человек живет хаотично в этом мире, во власти случая, у него нет твердых ориентиров, и вдруг он понимает, что христианство – путь из тупика.

Это открытие, это откровение о жизни всегда очень радует и вдохновляет человека. И если он что-то в своей жизни решает поменять, то он готов идти дальше и заявляет о своих намерениях, а иногда просто спрашивает нас: «Что же мне теперь делать?», подразумевая именно свое движение по этому пути дальше. Это значит, что у нас всегда должны быть варианты для продолжения, чтобы эта готовность человека не угасла, и он мог бы сделать свои первые шаги в духовной жизни с нашей помощью. Мы можем тут же пригласить его на миссионерскую встречу или экскурсию, на праздник, чтобы он мог познакомиться с воцерковленными людьми, пообщаться с ними, убедиться, что они тоже интересные и внимательные собеседники, если у него есть какие-то сомнения. Или же мы можем сразу же позвать его открытые миссионерские встречи, которые предваряют начало очередного цикла катехизации для взрослых.

«Говори и не умолкай»

Иногда нас прямо спрашивают: ты был неверующий, а теперь верующий, как это произошло? И тогда мы чистосердечно рассказываем историю, как мы искали Бога и как мы обрели веру. Замечу сразу, что когда мы рассказываем человеку о своем пути к Богу и в церковь – это миссионерская проповедь в форме свидетельства, и на неё возможно только два ответа – да или нет. Либо человек принимает наше свидетельство, верит ему, либо не принимает. Бояться возникновения такой определенности не нужно, даже если в результате человек не поверит нам. Не нужно бояться и возможной негативной реакции или охлаждения дружеских отношений. Мы знаем, что даже во враждебном окружении Бог помогает тем, кто свидетельствует о Нем. В разговоре с родными и друзьями, особенно, если они удивлены нашим поведением и сами задают нам вопросы, очень редко в этот момент возникают ссоры и споры.

У нас должно быть несколько вариантов такого свидетельства в разных ситуациях. Какой вариант выбрать зависит от двух факторов – от числа людей и от времени вашего свидетельства. Если мы где-нибудь чай пьем, задушевно разговариваем, у нас есть час-два или три, то можно про всю свою жизнь рассказать – начиная с детства. Но желательно избегать мелких деталей, которые могут увести от главного. Если наше время ограничено, то мы говорим тогда о самом важном духовном опыте в нашей жизни. В свидетельстве нужно обязательно рассказать о том, как Бог действовал в нашей жизни, как мы обрели веру, и пришли в церковь. Как мы искали и обрели веру в Бога, что нас к этому привело, какие книги мы читали, с кем встречались, что видели и слышали сами. Нужно свидетельствовать, что у нас в жизни произошло, как ушли страхи и одиночество. Рассказывая так о нашей встрече с Богом, мы стараемся передать свой духовный опыт, чтобы человек тоже почувствовал, что Бог живой, и Он в жизни действует. На самом деле у большинства людей эти внутренние переживания очень похожи. Все мы ищем смысл жизни, все хотим избавиться от страхов, избавиться от одиночества и пустоты.

Мы можем вспомнить и описать свой духовный путь, ведь Господь нас как-то вел к духовной встрече, после которой мы уже не можем сказать, что мы не знаем Бога. Нужно облечь свой духовный опыт, свои внутренние переживания в понятные нашим собеседникам слова. Поэтому не нужно использовать церковные или богословские понятия, ссылаться на Библию, которую наши близкие, скорее всего не читали, или она для них не является Словом Божьим. Простые слова о том, как произошла эта встреча и что мы приобрели в ее результате, оказывают на людей гораздо более сильное действие, чем сложные и часто путаные объяснения про «благодать», «искупление», «Троицу», «ипостась» и пр.

О жемчуге и соблазнах

Теперь необходимо поговорить о трех самых распространенных ошибках, которые, к сожалению, часто встречаются во время нашего личного свидетельства. Первая из них связана с тем, что мы открываем тайну Божественной любви тем, кто не хочет ее знать, не желает слушать об этом, не ищет её, кто не готов ее принять. Тогда происходит то, о чем нас предупреждает Господь: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга (церк.-слав. «бисер») вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф 7:6). Нам нужно быть очень осторожными и не говорить о том, что наши собеседники не могут ни понять, ни оценить должным образом. Мы рискуем своим неуместным свидетельством лишь повредить человеку, который ещё не нуждается в Боге, кого вполне устраивает жизнь без Него, кто равнодушен к вопросу о смысле жизни. Они могут использовать наши слова против нас, они могут обидеться, впасть в раздражение или гнев, или испугаться – т.е. они могут соблазниться. И здесь уместно вспомнить еще одно грозное предупреждение Господа о тех, кто сеет соблазны: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18:6).

Вторую ошибку, связанную именно с соблазном, мы тоже часто совершаем, но не в самом начале, а в самом конце нашего личного свидетельства. Дело в том, что мы не всегда понимаем и чувствуем, когда нам нужно остановиться, прекратить говорить. Мы иногда переоцениваем себя, нам кажется, что мы так много знаем, что задай нам любой вопрос, мы можем на все ответить. Это правда, мы действительно знаем гораздо больше, чем наши неверующие близкие. Но во время личного свидетельства не надо рассказывать всё, что мы знаем, или отвечать на все вопросы. Здесь мы порой не знаем меры и готовы рассказывать людям даже то, что им пока не нужно знать, о том, чего нет в их опыте, что они просто не вмещают. Мы можем раньше времени «просветить» их ненужными знаниями, или просто удовлетворить их праздное любопытство, и они решат: «Ну, я об этом теперь все знаю, мне это больше не интересно». В «порыве откровенности» мы можем начать подробно рассказывать о катехизации, таинствах, посте и молитве, взаимоотношениях с духовником, о других конфессиях. Даже если нас и спрашивают об этом люди неверующие или нецерковные, нам не нужно все подробно объяснять. Эти вопросы и ненужные подробности только отвлекают людей.

Третья ошибка, которую мы делаем, но не так часто, как первые две – мы думаем, что наши близкие могут уверовать только через наше свидетельство, что только мы можем их привести в церковь. Это далеко не так. Из истории церкви и из истории миссии мы знаем, что там, где усилия одного человека оказываются бесплодными, часто бывает услышан другой, говорящий в принципе то же самое. Наши верующие друзья, братья и сестры, катехизаторы, священнослужители порой более успешны в свидетельстве нашим друзьям и родным, чем мы. А мы, в свою очередь, можем помочь в свидетельстве близким и родным наших верующих друзей.

О подобной помощи, которую мы можем оказывать друг другу, мы поговорим в следующий раз.

 

Миссия родным и друзьям

Практические советы и рекомендации

Часть 1. Автоматическая миссия или «Сей везде!» Часть 2. Сила ходатайственной молитвы
Винсент Ван Гог Пшеничное поле со снопами. 1888
Винсент Ван Гог Пшеничное поле со снопами. 1888
Наталья Адаменко
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще