Некоторые черты духовного опыта преподобного Серафима Саровского

Сегодня, 1 августа, церковь отмечает обретение мощей святого Серафима Саровского, небесного покровителя Свято-Серафимовского малого православного братства
Прп. Серафим молится с сестрами Мельничной общины. Настенная роспись в Казанской церкви Дивеевской обители
Прп. Серафим молится с сестрами Мельничной общины. Настенная роспись в Казанской церкви Дивеевской обители

Духовное наследие великого русского святого прп. Серафима Саровского поистине огромно. Русский религиозный философ Семён Франк писал: «Россия, возможно, единственная европейская страна, которая уже в XIX веке – можно сказать, почти на наших глазах – явила святого, который принадлежит к величайшим религиозным гениям мира – я имею в виду Серафима Саровского».

Отмечая столетие со дня смерти прп. Серафима Саровского о. Сергий Булгаков сказал: «Перед наступлением великих, никогда ещё не бывших испытаний для веры, послал Господь Родине нашей своего пророка, чтобы примером научить людей вере и молитве, явить для них в Небе живущего Бога... Самым дивным чудом был сам он с пламенеющим любовию сердцем. Светом и радостью исполнено это видение, оно пронизывает и тьму ада, в которую мы погружаемся». В прп. Серафиме Саровском явлены были сила и торжество Православия накануне великих испытаний для него.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности – например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей, гармонично и просто входят в жизнь святого. Пройдя до конца путь покаянного подвига, преподобный был исполнен того мира, который Господь оставил ученикам Своим: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин 14:27).

«Стяжи мирный дух, и тысячи около тебя спасутся» – говорил святой Серафим окружавшим его, и из него самого струился этот мир.

«Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух!» – сказал отец Серафим другому вопрошающему и тут же объяснил: «...это значит надобно быть подобно мёртвому или совершенно глухому, или слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем, желающим идти по спасительным стезям Христовым».

Немощный старец, «убогий Серафим», как он себя называл, с неожиданным дерзновением свидетельствует о тайнах Духа Святого: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьего». И нет других целей, всё другое должно быть только средством: «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, – учил преподобный, – сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения её». Смысл и исполнение христианской жизни в том, что Дух вселяется в душе человеческой и притворяет её «в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования».

Святой Серафим Саровский. Архим. Зинон (Теодор)
Святой Серафим Саровский. Архим. Зинон (Теодор)

«Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным», – наставлял прп. Серафим, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.

Каждое воскресение и каждый праздник неукоснительно приобщаясь Святых Тайн, прп. Серафим на вопрос, как часто следует приступать к причащению, отвечал: «Чем чаще, тем лучше». Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасётся».

По свидетельству всех, знавших Серафима Саровского, духовная радость проникала преподобного настолько, что его никогда не видели печальным или унывающим. Сам прп. Серафим всегда светился радостью духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их пасхальным целованием: «Радость моя! Христос воскресе!», – во всякое время церковного года.

«То поражает, что у Серафима всё устремлено исключительно к воскресению, к преображению всей твари в Духе Святом, то есть к грядущему», – пишет Н. Бердяев. Да и сам преподобный Серафим – величайшее творение Божие, великое жизненное достижение – обожение человеческой природы изнутри.

В чём подвиг и сила преподобного Серафима? Он стремился к осуществлению заповеди Христовой: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» – и достиг своей цели: победил грех и стал воистину подобием Божиим. Святой Серафим явил исполнение первой заповеди о любви к Богу всем сердцем, всей крепостью, всем разумением, но он исполнил и вторую заповедь, которая подобна ей – о любви к ближнему, показал воистину их внутреннее подобие, их тождество и неразрывность.

Преподобный Серафим всех нас призывает следовать по пути, указанному Христом. Он зовёт бороться со грехом и своими недостатками, являясь маяком и светильником для всех, ищущих спасения. «Бог есть огнь» – в этих словах избранник Божий преподобный Серафим напоминает нам не только о величии славы Божией, но и о наших собственных возможностях, ибо никто не может приблизиться к Богу до тех пор, пока сам не станет огнём. Дух подаётся, но и взыскуется. Требуется подвиг, стяжание, и подаваемая благодать открывается в некоем неизречённом свете. Даже мирянин Мотовилов по милости Божией сподобился ощутить такую теплоту и свет в присутствии преподобного Серафима и узреть святого как бы в центре ослепительного солнца.

Этот огонь, по словам святого, есть осязаемое проявление благодати Святого Духа. Преподобный Серафим сравнивает христианина с горящей свечой, которая воспламеняет другие свечи, причём её собственный огонь не становится от этого меньше – так распространяются небесные сокровища Божественной благодати. Таким и должен быть христианин – горящим любовью к Богу, желанием служить Ему и исполненным огненного присутствия Святого Духа.

Серафим Саровский – величайшее явление мистической святости в православии, он обладал даром мистического созерцания и прозрения. В описаниях жизни и подвигов св. Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления. Имел он в духе своём и таинственные прозрения о грозных судьбах, грядущих для родины и церкви, как и о грядущей славе их, ныне ещё не открывшейся.

Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных недугов, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Ещё в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежащего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: «Сей нашего рода». По выходе из затвора преподобный Серафим много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал всё по воле Царицы Небесной.

Преподобный Серафим Саровский дал нам образец мирного, но непримиримого противостояния злу. Когда в 1810 году о. Нифонт, настоятель Саровского монастыря, искушаемый завистью к славе преподобного Серафима, потребовал его возвращения из дальней пустыни в монастырь, он подчинился приказу, но ушёл на 15 лет в затвор и первые пять лет вообще никого не принимал. Только в 1825 году, по внушению Божией Матери преподобный Серафим стал принимать посетителей.

Не меньшую стойкость в противостоянии злу проявили и его духовные дети. Духовные дети преподобного Серафима были абсолютно уверенны, что он идёт за Христом и их ведёт туда же, несмотря на 25-летние непрекращающиеся наветы, нападки и лживые обвинения в адрес прп. Серафима Саровского и со стороны монахов, и со стороны лжеученика Иоасафа, которого прп. Серафим называл «антихристом», и со стороны множества других недоброжелателей. Как пишет прп  Макарий Великий: «Где Дух Святой, там как тень, следуют гонения и брань... истине необходимо быть гонимою».

Чистота и вера духовных детей преподобного Серафима и его многолетние наставления позволили им ни в чём не сомневаться; и даже после смерти своего духовного отца эти простые и чистые сердцем люди выстояли, и от них не удалось добиться, несмотря на все усилия, ни одного ложного показания.

Почему духовное наследие преп. Серафима Саровского было так важно в испытаниях XX века? «Накануне величайшего поругания образа Божия в человеке и величайшего насилия и глумления над человеческой личностью восславил человека преподобный, озолотил его лучами любви своей и как бы благословил на грядущие страдания» – пишет отец Сергий Булгаков.

Именно поэтому и в нашей недавней истории, и сегодня мы прибегаем к преподобному Серафиму, который для многих является учителем веры, молитвы и жизни, вдохновителем общей жизни во Христе.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

 Галина Архангельская
конец!