Неизвестная святая

08 марта 2011
В связи с празднованием Международного женского дня мы решили вспомнить об одной малоизвестной равноапостольной святой...
Святые мученики апостолы Архипп и Филимон и равноапостольная Апфия
Святые мученики апостолы Архипп и Филимон и равноапостольная Апфия

Православная церковь называет равноапостольными святых учеников и учениц, сотрудников и сотрудниц апостольских, которые, подобно апостолам, проповедовали Евангелие и обращали народы в христианскую веру. Всего несколько женщин в христианской истории были причислены к этому лику святых за апостольскую проповедь. Это святые равноапостольные Мария Магдалина, первомученица Фeкла, мученица Апфия, царица Елена, святая Нина, княгиня Ольга... Жития большинства этих святых жен хорошо известны, их можно легко найти и прочитать. Ну, кто не знает, к примеру, о Марии Магдалине, первой увидевшей воскресшего Христа? Или о Елене, матери императора Константина, или о святой Нине – просветительнице Грузии, или о княгине Ольге, бабке князя Владимира – Крестителя Руси? Да и о первомученице Фёкле, ученице апостола Павла, обратившей в христианство множество язычников в Селевкии Исаврийской, многие знают из апокрифа «Деяния Павла и Фёклы». Но есть среди этих имен одно, которое большинству православных христиан ничего не говорит – это мученица Апфия из Колосс. Давайте же восполним этот пробел и заодно попробуем понять, случайно ли имя мученицы I века Апфии «затерялось» в православном предании или для этого есть определенные причины.

« ...и Апфии сестре...»

Апостол Павел упоминает Апфию в послании к Филимону: «Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии сестре, и Архиппу, соратнику нашему, и церкви, собирающейся в твоем доме...» (Флм 1:1-2). Исходя из этого упоминания святитель Иоанн Златоуст, например, считал Апфию женой апостола Филимона, и это мнение вошло в церковную традицию. По преданию, обратил супругов-язычников в христианство апостол Павел, он же и крестил их. Согласно житию, составленному святителем Димитрием Ростовским, Апфия (22 февраля ст. ст.) вместе со своим мужем Филимоном, жила во Фригии (Малая Азия), где «устроив в своем доме в Колоссах церковь, усердно служила денно и нощно Господу, подвизаясь в молитве и посте». То есть жили Филимон с Апфией небедно, Филимон был «именитым гражданином», и в их просторном доме могли собираться, молиться и общаться христиане. Далее в житии мы читаем, что Апфия «с радостью принимала и давала пристанище тем, кто трудился, благовествуя учение Христово». Она была и верной сотрудницей супруга в благовестии Слова Божьего, потому что ее муж Филимон был «поставлен епископом с тем, чтобы помогать Апостолам в распространении Евангелия. Во времена святых Апостолов одни из епископов имели постоянное жительство и занимали одну определенную кафедру, другие же, не имея сего, обходили различные города и селения; такие назывались епископами апостольскими, так как были посылаемы на апостольскую проповедь. Таким епископом был и святой Филимон... он обходил города Фригии и некоторые другие и везде ревностно проповедовал слово Божие». В раннехристианском источнике «Учение Двенадцати апостолов» (Дидахе), который датируют концом I века, мы можем прочитать о подобном служении учителей и апостолов (посланников), которые переходили от общины к общине и основывали новые.

Автор жития упоминает ещё одну важную деталь о жизни святой Апфии: «Она доставляла пищу нищим, убогим и странникам, так что дом её был не только церковью, но также и странноприимницей, больницей и пристанищем для всех, кто не имел места, где бы мог отдохнуть и успокоиться». Как мы видим, Апфия стремилась воплотить Евангелие в своей жизни в полноте: она благовествовала словом, и подтверждала это слово делом, она молилась и соблюдала посты, она открыла свой дом для братьев и сестер, а также для нищих, убогих, бездомных. В ее сердце, обращенном ко Христу, находилось место каждому. Нет никаких сведений о том, сколько всего было христиан в домашней церкви Филимона и Апфии, и насколько была успешна их проповедь в других городах, но сплоченная община людей, живущих по иным правилам, несомненно, вызывала разговоры и волнения в городе. Как скупо сказано в житии, идолослужители в Колоссах «питали сильную ненависть к верующим».

Qualis vita finis ita

«Какова жизнь, таков и конец ее» – эта поговорка древних римлян как нельзя лучше подходит к смерти святых мучеников. Произошло это во время гонения императора Нерона (54-68 гг.). В Колоссах был праздник в честь богини Артемиды, и в народе стало известно, что все христиане города в это время собрались в доме Филимона и Апфии. Был там и апостол Архипп, к которому также обращался апостол Павел в своем послании к Филимону. И вот толпа язычников ворвалась в дом, так хорошо известный городским нищим и бездомным. Как пишет в своем житии святитель Димитрий Ростовский, язычники «напали внезапно на верующих, разогнали всё стадо Христово». Затем, схватив старших в собрании – апостолов Архиппа и Филимона, а также Апфию, потащили их (потащили буквально – по земле) к градоначальнику. По одним источникам святого Архиппа озверевшая толпа так избила и изрезала ножами, что по дороге на суд он скончался, а по другим – они все вместе предстали на суд, и за отказ принять участие в языческих торжествах градоначальник приговорил их к побитию камнями до смерти. Так заканчивается короткое житие святых апостолов Архиппа, Филиппа и равноапостольной Апфии.

Как мы видим, в житии святой равноапостольной мученицы Апфии нет ничего чудесного: нет исцелений и грозных знамений, нет воскрешения мертвых, нет массовых обращений племен и народов, нет даже ярких диалогов и нравоучительных историй. Оно на удивление просто и лаконично. Может быть, эта видимая простота святости и послужила причиной такой малой известности этой святой? Ведь, в самом деле, неужели вот такая, внешне простая и совсем не героическая жизнь может быть жизнью равной жизни апостолов? Может – отвечает нам Церковь на языке памяти и святости.

Жизнь и смерть равноапостольной Апфии напоминает нам о необходимости целожизненного служения Богу в том месте и в тех обстоятельствах, в которых оказывается каждый христианин. Это пример равноапостольной святой, которая вместе с мужем все, что у них было – свои силы, имущество, друг друга и, наконец, всю свою жизнь посвятила Богу и Церкви. Оказывается, это можно сделать вот так – просто отдать...

 

 

Наталья Адаменко
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще