Передвижная выставка, организованная Преображенским содружеством малых православных братств, культурно-просветительским фондом «Преображение» и екатеринбургской православной духовной семинарией при поддержке екатеринбургского областного и Пермского краевого отделений международного общества «Мемориал» и побывавшая в четырнадцати российских городах, прибыла в Воронеж. И расположилась в музее им. Крамского, где будет работать по 3 июня включительно – по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия.
"Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке". По названию нетрудно догадаться: герои выставки – те христиане, которые, попав в мясорубку советской власти, террора и репрессий, сохранили в душах самое важное. Верность Богу, человеческое достоинство, любовь, правду и свободу. Понятно, что любые материальные свидетельства жизни этих людей, многие из которых претерпели мученическую кончину, достойны статуса музейных реликвий.
Выставка рассказывает о судьбах представителей духовенства и мирян, пострадавших за веру. Но доказавших: даже в самые тяжелые времена человек способен быть источником света, радости и вдохновения. О духовном подвиге таких людей свидетельствуют документы, фотографии и личные вещи, пережившие вместе со своими владельцами перипетии террора, лагерных ссылок и гонений эпохи хрущевской «оттепели». Их, стоит заметить, немало: специальная комиссия Московской патриархии после нескольких лет работы пришла к заключению, что только в 1918-1921 годах «за защиту церкви и веры» в России были репрессированы 11 тысяч человек – как священнослужителей, так и мирян. 9 тысяч поплатились за убеждения жизнями.
В период 1918-1944 годов на Урале репрессировали не менее 334 священнослужителей, 146 из них расстреляли. К печально известному 1938-му в регионе не осталось ни одного епископа. Политика красного террора фактически привела к разгрому уральской церкви.
– Материал, который экспонируется на этой выставке, не на все сто процентов, может быть, относится к изобразительному искусству, – оговорился, открывая пресс-конференцию организаторов, директор музея Владимир Добромиров. – Но если сослаться на мнение одного из теоретиков музейного дела, основателя русского космизма Николая Федоровича Федорова, стоит вспомнить, что музей, по его словам, – это собор лиц. И также – задача духовного просвещения, воскрешение памяти отцов. А через их память – воскрешение истории нашего отечества. К чему мы и пришли.
– Для нас сегодняшних спустя десятилетия очень важно понять, чего же хотели «неперемолотые», – принял эстафету от Добромирова член государственной геральдической комиссии при президенте РФ, кандидат исторических наук Владимир Лавренов. – Какие основания жизни они нам передали через свою жертву. Вероятно, они хотели, чтобы мы научились жить по-братски. По-человечески; прежде, чем пытаться жить по-божески, надо научиться жить по-человечески.
– Для меня настоящее чудо – такая популярность нашего проекта, который задумывался очень скромно, – призналась его автор, научный сотрудник музейно-выставочного отдела культурно-просветительского центра «Преображение» Оксана Иванова. – Резонанс, произведенный выставкой в музейной среде – большая неожиданность. Причина этого, думаю, в том, что в нашей стране двадцатый век в некой целостности, от начала до конца, увидеть невозможно: его в таком варианте в музеях просто нет, не существует. У нас, однако, был определенный ракурс: взгляд на изучаемую историю глазами верующих людей.
Оксана Витальевна вспомнила, как организаторы, проехав с выставкой 5 тысяч километров от Санкт-Петербурга до Томска, почувствовали себя великими путешественниками: путь – из варяг в греки, не меньше.
– Но когда мы получили приглашение из Хабаровска, куда отправимся осенью, я поняла, что пришло, видимо, то время, когда исповедники и новомученики хотят нам что-то сказать, – рассуждала Иванова. – Потому что такая география для скромного проекта – нечто непредставимое. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. И большую часть своего авторства я должна отдать тем героям, которые представлены на выставке. Может, словосочетание «опыт российских исповедников и новомучеников» в силу своей затертости уже не вызывает нормальных, теплых ассоциаций. Но в любом случае мы обязаны понять, что это за опыт. Потому что он – нечто соотносимое великой русской литературе и древнерусской иконописи. Соотносимое по качеству духовных открытий, степени расширения пространства, понимания мира, смысла истории и веры.