В своем слове заведующий музеем Василий Ханевич сказал:
– Эту выставку мы открываем совместно с Преображенским братством, с которым давно сотрудничаем. Здесь представлены экспонаты из фондов Краеведческого музея, потому что первый директор Краеведческого музея М.Б. Шатилов, став директором именно в это время – в 1921 году, активно стал спасать многие церковные ценности, обращаясь к новой власти, чтобы не переплавляли эти ценности, а отдали для фондов создаваемого Краеведческого музея. Он пытался сохранить и Кафедральный Троицкий собор от уничтожения, но его не послушали, храм был разрушен, а впоследствии, в 1933 году был арестован и сам М.Б. Шатилов, а в 1937 году расстрелян на Соловках. Эта выставка у нас будет продолжаться два месяца, мы будем подробно говорить о судьбах священников, чья Голгофа началась в 1922 году, с этого процесса.
Поприветствовав гостей, Светлана Зоркальцева, заместитель директора областного Краеведческого музея, отметила, что в этот музей завтра приезжают гости из других городов – Кемерово, Новосибирска, чтобы познакомиться с этой выставкой. Такие выставки чрезвычайно актуальны в наше время, когда религиозные святыни гибнут во всём мире, на Ближнем Востоке. Светлана Ивановна напомнила, что в то время, о котором идёт речь на выставке, музей играл очень большую роль в сохранении этих святынь. И, конечно, молодым людям нужно смотреть, внимательно слушать, понимать и принимать эту историю, потому что она касается каждого человека.
Марина Якимова, одна из организаторов выставки, член Свято-Екатерининского малого православного братства, проводя краткую обзорную экскурсию по выставке, сказала, что несмотря на гонения, Церковь выжила и сохранила традицию, и это хороший пример сопротивления злу.
Отец Михаил Фаст, автор книги «Нарымская голгофа», член Совета общества «Мемориал» отметил:
– Нам часто кажется, что у церкви много ценностей и, может быть, тогда многим казалось, что они лишние, а люди умирают от голода. Но вообще-то, как уже здесь было сказано, начал кампанию помощи голодающим Патриарх Тихон. Изъятие – это был, конечно, способ репрессий против церкви, уничтожения церкви, потому что священные сосуды даже по канонам должны изготавливаться только из металлов, которые не окисляются, не трескаются, не разбиваются, потому что там содержится Причастие, которое не должно иметь никакого привкуса. Изымая их, фактически церковь лишили возможности совершать полноценные богослужения. И прежде всего это было надругательством над святыней.
Большинство экспонатов было предоставлено на выставку отцом Михаилом. По просьбе организаторов он рассказал, как их обрел:
– Три недели назад, ко мне в церковь (в Богашево) приезжает какой-то мужчина и привозит семь старинных чемоданов со словами: «Мне сказали Вам передать. Там иконы какие-то». Наверное, снес старый дом и начал строить новый, а на том месте, видимо, жила семья священника Константина Некрасова. К Богашево примыкает деревня Некрасово и там много жителей с такой фамилией. Среди привезенных вещей оказались старые самодельные иконы, облачения, сделанные вручную, богослужебные предметы: пояса, воздухи, сделанные с любовью, обшитые бисером, часть от потира, закладки для Евангелия и много «Журналов Московской Патриархии». Были годы, когда журналы «ЖМП» были единственными, где можно было найти церковную информацию. Там печатались проповеди, церковные материалы, а теперь все есть, и мы смотрим на них как на экспонаты.
Николай Логинов, преподаватель Томского университета систем управления и радиоэлектроники, приведший в музей своих студентов, сказал о неутешительной тенденции: в 90-е годы положительно оценивали деятельность Сталина примерно 20% населения, конец 2000 года – около 50%, поэтому он обязательно все свои группы проводит через этот музей, так как понять историю без таких выставок невозможно.
В заключении заведующий музеем Василий Ханевич выразил готовность провести совместно с Преображенским братством ряд тематических встреч, где можно будет вместе со студентами более подробно поговорить на эти актуальные темы.