Он стал свидетелем самых жестоких репрессий верующих в СССР, и при этом в нем всегда были мужество и сила любви нести слово, проповедовать и обращаться к народу Божьему несмотря ни на что. Одна из главных тем его проповеди и те вопросы, которые он ставил, выходя на амвон, были: что такое Церковь в нашей жизни? кто отвечает за состояние и судьбу церкви сейчас? как церкви и каждому из нас жить сейчас и открываться обществу? Его слова пробуждают сердце и совесть и сейчас.
Посмотрите, в каком состоянии мир находится? Кто же хранит его, что люди не взорвали еще друг друга? Чаша Христова! … В мир надо вливать божественные силы благочестия и сохранять мир. Если бы чаши не было, то человечество загнило бы в своих страшных, гнусных мерзостях, разврате и т.п. Так вот, верующие! Через вас в организм человечества вливается оживотворяющая, очищающая сила Божия, через ваше усердие к Чаше сохраняется его бытие («Вся жизнь – Пасха Христова»).
На что вы надеетесь? Что вас ждет? Подумайте, что ждет ваших родных, о которых вы как будто скорбите, что они без веры. Вы подумайте о самих себе – что вас ждет?!!... Действительно, что вас ждет до тех пор, пока люди живут без веры в Бога? … какая пустая у них жизнь! На них смотреть даже страшно! А ведь они живут в этом страхе. Мы ответственны за них. Видите, какой лежит на нас подвиг? Не только сохранить свою веру, но и для них ее показать, показать веру («Вся жизнь – Пасха Христова»).
Наступило теперь время не учить, а показывать. Мы можем показать. Каждый теперь подумает. Вот ты считаешься христианином, в том или ином звании или положении, а что ты делаешь для утверждения веры? («Вся жизнь – Пасха Христова»)
Ныне христианин забыл о своем великом призвании на земле. Ведь Господь во всем нам велел уподобляться Себе, а значит – чтить душевную красоту. Одно ваше присутствие в мире должно аромат нести, людей преображать, сеять пример увлекающий («Православная община», №№13–15).
Важнее ж всего, чтобы христианин участвовал в мире, наставлял и поучал людей жить по совести. («Православная община», №№13–15).
… будем жить жизнью Божией, будем жить, как дети Божии, и, смотря на нас, люди станут так же жить («Православная община», №26).
Вот наше время — время особенное, и оно требует от нас, чтобы мы показали красоту нашей веры. А мы ничего не показываем, только вот в храме. Вот только в воскресенье как-нибудь отслужили, а на неделе висит замок. Но вопрос большой стоит о всей нашей жизни: мало один-то раз в неделю отслужить, храм-то ведь большой, и население — тысячи человек. Кто будет отвечать? Мы! За неверующих мы отвечаем. Они ведь потому неверующие, что мы не светим. А ведь Господь сказал ученикам: «Вы — свет миру» («Православная община», №42).
… какой же ты милосердный? Господь тебя поучил, и благодать дал, и храм прекрасный дал. А где ты целую неделю? И храм под замком? Это что такое? Проповедуй, раскрывай пред людьми красоту («Православная община», №42).
Какая у вас радость, сколько у вас добра! Какие вы хорошие, верные, услужливые, почтительные! Вот так надо жить. Вот тогда мы будем проповедовать Христа. О Христе не надо убеждений, надо только показывать красоту нашей христианской жизни («Православная община», №42).
По мере твоего познания ты должен служить и другим. Теперь люди и общество поставлены в такое прекрасное положение, что они приспособлены своей грамотностью для евангелизации. Что значит евангелизация? Это значит возможность слышать Евангелие, способность воспринимать Евангелие и читать его. Какое внутреннее духовное богатство и красоту Евангелие в себе содержит! Как очищает ум человека, дает бодрость его воле, возрождает, приносит ему надежду! Находится ли в мире еще подобное произведение, дающее понятие: кто ты таков человек? И ответ в самых простых началах – ты дитя Божие («Вся жизнь – Пасха Христова»).
Будьте и вы всегда с Богом, причащайтесь чаще, молитесь больше, будьте усердны к Господу, и через это Церковь станет непоколебимой, и весь мир вокруг нее устоит и спасется. («Православная община», №№13–15).
Наше невежество, наша беспечность, наше неверие хоронят последние остатки веры. Человек стремится к высокому служению, а сам не хочет осознать дары, полученные им для работы в винограднике Божием. А Господь призвал нас к великому служению. Вот посмотрите, как трудились во славу Божию наши предшественники. У них ведь, кроме виселицы, плахи, пожизненного заключения, ссылки, ничего не было. Кровь христианская реками лилась... Теперь же у нас с вами совсем другие условия. Но пользуемся ли мы этим? («Православная община», №36).
Мне прискорбно, что этого внутреннего огонька-то у нас не бывает, поэтому мы так безразлично живем. Надо обратить серьезнейшее внимание на наше настоящее время. Если мы этот огонек в себе не возгреваем, то помогаем отмиранию последних остатков веры и церковности. И жить не будем. Вы разве не понимаете, в каких условиях мы живем, в каком окружении находимся? Надо это понимать («Православная община», №42).