Наше время не бездарно для церкви

14 января 2019
Духовный попечитель Преображенского братства профессор священник Георгий Кочетков для медиапроекта «Стол» 

Под канонаду международных церковных скандалов уходящего года самое главное осталось вне поля зрения участников и наблюдателей.

Год заканчивается с необычайным вниманием СМИ к русскому православию. Связано это с действиями не Московского патриархата, а Константинопольского. Сначала Константинополь заявил, что забирает у РПЦ Киевскую митрополию, переданную Москве ещё в XVII веке, а затем – что распускает русскую Архиепископию в Западной Европе.

Грустнее всего, что скандалами только заглушаются настоящие церковные проблемы, питающие данную ситуацию

Причин – политических, национальных, исторических, социальных и прочих, верных и надуманных, – сказано и повторено предостаточно. В общем шуме не сразу и разберёшь, что все оказались в дураках: и Москва, и Константинополь, и Киев, и Париж. Грустнее всего, что этими скандалами только заглушаются настоящие церковные проблемы, породившие и питающие данную ситуацию. Эти проблемы касаются всего мирового православия, пусть и в разной степени. Именно поэтому всем сейчас трудно помочь. И православие, невероятно ослабевшее буквально во всех важнейших сферах: миссии, духовном образовании, богословии, богослужении, церковном устройстве и управлении, – вытесняется всё дальше на периферию христианской и общественной жизни.

Владимир Путин и патриарх Кирилл
Владимир Путин и патриарх Кирилл

Говорилось об этом и десять лет назад, и двадцать – никто не хотел слушать, тем более что-то предпринимать. Ничего нового уже не скажешь, можно только повторить.

Всем церквам нужно освободиться от дорогостоящих обязательств перед государством, экономикой, националистическими силами

Первое: если Православная церковь хочет иметь будущее, ей нужно как можно быстрее избавляться от всякого политического упования. Как можно быстрее! Все виды современной власти – экономической, политической, информационной – не в руках церкви, и всякий альянс церкви с этими властями неизменно отдает её в рабство этим силам. Странно десятилетиями этого не видеть и на это не реагировать. Соблазн опереться на власть имущих очень велик, но ради заботы о церкви делать этого нельзя. Сейчас всем церквам нужно освободиться от дорогостоящих обязательств перед государством, экономикой, политикой, национальными и тем более националистическими силами. На Украине одна ситуация – национальное уже зашкалило до шовинизма, и христиане не должны идти у этого на поводу. В Русской церкви национальный мотив как раз можно было бы и усилить – у нас выбито большевиками и не восстановлено до сих пор бережное отношение к судьбе русского народа, её дарам и урокам. В результате Русская церковь в РФ просто не имеет народ в виду, не может о нём заботиться, он существует как ширма, как декорация. Отсюда и небрежение к введению русского языка в богослужение, и угасание церковной молитвы. Надо скорее переходить на национальные языки, на все языки народов, где есть церковь. В России – в первую очередь на русский. На каком языке человек говорит, мыслит, молится сам, на том он и должен молиться в храме.

Надо возыметь смелость дать в церкви свободу

Второе: надо возыметь смелость дать в церкви свободу, в том числе свободу слова и мысли, и не карать за разногласия. Не нужно бояться, что появится много разных пониманий устроения церковной жизни и много непохожих, а может, в чём-то и разногласных форм. Формальное единообразие молитвенных чинов, епархий и приходов не мешает там пышно цвести ветхому законничеству, магии и язычеству. Надо дать возможность церкви развиваться, а не просто повторять буквально во всём зады практики XVIII–XIX веков: в молитве, устройстве прихода, этикете и так далее. Часто это приводит только к имитации духовной жизни и угасанию у людей веры, в том числе у священников.

Пётр Порошенко и патриарх Константинопольский Варфоломей
Пётр Порошенко и патриарх Константинопольский Варфоломей

Клерикальную экклезиологию надо осудить как ересь

Для церкви важно усвоить опыт новомучеников, их умение отбирать только подлинное, самое важное, без чего жить со Христом и во Христе нельзя. Обращение к их опыту неизбежно заставит отказаться от всего, что способствует клерикальной экклезиологии[1], которую надо осудить как ересь. Так же как ересь, нужно и на словах, и на деле осудить без всяких экивоков церковный фундаментализм и модернизм, то есть секуляризм. Под фундаментализмом я понимаю современное фарисейство, бездвижничество, попытку строить церковную жизнь, жёстко опираясь только на какие-то устаревшие якобы традиционные формы благочестия, догматизируя не имеющие никакого отношения к церковной жизни слишком частные и частичные толкования канонов, писаний и даже таинств и догматов. Под модернизмом понимается мной нынешнее саддукейство – отрицание церковной традиции, подлаживание её под дух мира сего, неумение определить, оценить и унаследовать святость евангельского опыта жизни прежних поколений христиан. А то у нас модернизмом иногда называют всякое обновление церкви, включая обновление Духом Святым! Фундаментализм и модернизм – два проявления секуляризма, и они, как вы понимаете, легко перетекают друг в друга и цветут как среди мирян, так и в клире, и в иерархических кругах.

Церковь зачастую оказывается в руках неизвестно кого, людей просто-напросто нецерковных, а то и антицерковных

Поэтому церковь зачастую оказывается в руках неизвестно кого, людей просто-напросто нецерковных, а то и антицерковных, которые есть среди носителей самых разных санов. Эти люди часто идут за санами, за наградами, но не идут за Христом, потому что полюбили роскошь мира сего. И от этого тоже надо отказаться. Не нужно соревноваться с Ватиканом. То, что Ватикан сейчас имеет, он приобрёл исторически. У нас тоже было нечто подобное, но мы всё это потеряли с самого начала революции в 1917 году. Кампания Троцкого по изъятию церковных ценностей уничтожила в огромной степени русскую культуру, а вместе с ней и церковную память, а потом были уничтожены и большинство живых носителей и этой культуры, и церковности.

Пётр Порошенко
Пётр Порошенко

Из этого надо сделать те выводы, которые делали наши новомученики и исповедники – архимандрит Сергий (Савельев), епископ Макарий (Опоцкий), архиепископ Иннокентий (Тихонов), считавшие, что стремиться нужно не возвратить прежнее, а накапливать богатства и дары Духа. Новомученики понимали, что нужен творческий дух в церкви. Его в их времена уже недоставало, а сегодня он погублен совершенно этой самой клерикальной экклезиологией, жёсткой, административной, юридической, безблагодатной, по существу еретической и сектантской, закрывающей церковь от всякого доброго влияния извне, даже христианского. А связей с христианами других церквей как раз нужно не бояться, а развивать их всерьёз, и не только на социальной и благотворительной почве, но и, например, на научно-богословской, и просто являть с ними дружество во Христе.

Надо менять неевангельское представление о послушании и о смирении в церкви как рабской покорности, отказе проявлять личную ответственность и инициативу

Надо научиться с самого начала собирать людей в Церковь в духе любви, свободы, духовной близости и равенства, а не иерархического превозношения одних над другими. Это то, что мы называем общинно-братским устройством Церкви. Нужно понимать, что пока не появятся в церкви хотя бы элементы живой общинности и братскости, обозначенный выше кризис будет только углубляться. Лучше всего, конечно, полнота общинно-братской экклезиологии с её акцентами на духовном просвещении, на братском общении во Христе, с её неиерархичностью и нацеленностью на служение Богу и Церкви. Надо понимать, что это может произойти только снизу, от людей, а сверху – не от структуры, а от Бога. Такова природа веры, любви и свободы. Так и собираются общины: через просвещение, через научение, через пример жизни в общении и служении. Только так может возродиться соборность. Не будет никакой соборности от того, что где-то собрались архиереи, или тщательно отобранное архиереями Межсоборное присутствие, или какая-нибудь комиссия. Это всё – ещё не соборность даже в элементарном виде, потому что сами архиереи, наша иерархия, – только немногочисленная сама себя воспроизводящая церковная корпорация, а далеко не вся церковь, не весь народ Божий.

Собор Александра Невского в Париже – кафедральный собор экзархата православных русских церквей в Западной Европе
Собор Александра Невского в Париже – кафедральный собор экзархата православных русских церквей в Западной Европе

Большинство современных епископов никогда бы не были избраны епископами в другие эпохи, в лучшие для церкви времена

Представления об иерархии надо менять принципиально, потому что именно нынешние представления и привели к клерикализму – экклезиологической ереси, которая фактически выдавливает из церкви мирян и делает их просто дойными коровами и трудовым, чтобы не сказать рабским, резервом. Вместе с этим надо менять неевангельское представление о послушании и о смирении в церкви как рабской покорности, пассивности, отказе мыслить, рассуждать, проявлять личную ответственность и инициативу. Это оказалось выгодным современным епископам. Но надо вспомнить, ради чего они сами существуют. На сегодняшний день очевидно, что епископы не исполняют своего призвания собирать и защищать церковь, давать ей возможность нести евангелие людям. Это говорит о том, что у них нет епископских даров, хотя формально, канонически они и епископы. Большинство современных епископов никогда бы не были избраны епископами в другие эпохи, в лучшие для церкви времена. Ни в коем случае нельзя считать, что «церковь в епископе». Прежде всего «епископ в церкви», а не «церковь в епископе». Надо вспомнить обе части этой фразы свт. Киприана Карфагенского и поставить на первое место церковь, а не епископа, потому что носителем церковного духа должен быть каждый христианин за исключением неполных членов церкви, то есть оглашаемых, а также детей, подростков, младшей молодёжи и людей с ограниченными возможностями восприятия и высказывания.

Даже Бог не есть абсолютный Монарх, Он действует вместе с людьми и являет Свою волю через живых людей

Нужно перестать из епископов делать больших начальников, людей, которые никому не подотчётны – ни Богу, ни Церкви, которые по своей прихоти что хотят, то и делают. Не может быть в церкви никаких абсолютных монархов. Даже Бог не есть абсолютный Монарх, потому что Он смотрит на путь человека, Он действует вместе с людьми и являет Свою волю, в первую очередь через живых людей, через святых людей. Святых – значит не безгрешных, как ошибочно иногда думают, а посвятивших себя Богу и ближним.

Епископ Макарий (Опоцкий), епископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Сергий (Савельев)
Епископ Макарий (Опоцкий), епископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Сергий (Савельев)

Церковь должна понять, что она в этом мире – всегда меньшинство

Также церковь должна понять, что она в этом мире – малое стадо, она – всегда меньшинство. Не надо самим обольщаться никакой статистикой и других обольщать. Даже тогда, когда много людей готовы прийти на какое-то церковное мероприятие или на какую-то особую торжественную службу, это ещё ни о чём не говорит. Надо понять, что православных христиан, как и вообще христиан, всегда в мире сем меньшинство. Это закон жизни, потому что Церковь – это «соль земли» и «свет миру», что свет этот всегда «светит во тьме», и соли в пище не требуется слишком много.

Надо больше жить по Евангелию, даже не по святым отцам

Вообще надо больше жить именно по Евангелию, даже не по святым отцам. Стремиться к единству и к миру, и к любви, даже если кто-то тебя подвёл, или обманул, или воспользовался недолжным образом своей внешней силой как насилием. Всё равно всем нам надо оставаться христианами, оставаться самими собой и не вести себя так, как твои оппоненты, не провоцироваться ни на что и ничем. Для этого надо, чтобы Евангелие звучало и дома, и на богослужении, чтобы и само богослужение не скрывалось за непонятным языком и непрочитанными вслух важнейшими молитвами, как это делается до сих пор повсеместно.

Проповедь на Евангелие ректора СФИ священника Георгия Кочеткова
Проповедь на Евангелие ректора СФИ священника Георгия Кочеткова

Я считаю, это сейчас самое главное. А уже потом идут и проблемы социальной справедливости, возрождения народа, истории, страны, культуры. Это всё тоже очень важно, но это потом. Есть отдельные люди, которые могут всё это вмещать и сразу за это браться, но таких единицы. 

Сейчас перед каждой церковью в любой стране, в любом народе стоят такие же задачи, но надо знать приоритеты. Надо скорее делать выводы из того, что происходит. Наше время не бездарно. Если мы решимся на взаимное доверие в церкви, если будет свобода Духу Святому действовать в нас и через нас, тогда Церковь возродится!

1 Клерикальная (клерикалистская) экклезиология – такая модель церковного устройства, при которой в центре стоит авторитет и абсолютная власть клира и церковной иерархии, а не всего церковного народа, в котором каждый, согласно Священному писанию, имеет достоинство клирика, царя и священника (см. 1 Пет 2:9).

загрузить еще