В начале XVIII века в России появляется масляная живопись. Постепенно она вытесняет традиционную русскую иконопись. В центре внимания теперь человек, светские сюжеты, предпочтение отдается портрету.
Русское искусство XVIII–начала XX веков многогранно, противоречиво и многопланово. Здесь и реализм, и символизм, и академизм, и модерн, и импрессионизм, и авангард. Оно пестрит как мозаичное полотно, художники – суровые реалисты и задумчивые мечтатели – в поиске. И это находит отражение в их творчестве...
Как рассказать об этом ребенку, чтобы стало понятно и интересно?
Мы попробовали сделать это через диалог с картиной.Екатерина Недзельская показала детям приемы, с помощью которых с картиной можно заговорить. «Не столь важно сейчас назвать детям художника и название его работы, – говорит Екатерина родителям, – сколько заинтересовать ребенка самой живописью, показать, какие приемы использует художник, какое настроение он передает, что хочет рассказать». А здесь «работает» и свет, и тень, и элементы и явления природы, и костюмы, и прически, и расположение фигур. История, археология, бытовые мелочи, интерьер – все в помощь!
Вот «Портреты Турчаниновых» (Л.С. Станищевского, 1777), мальчики 8-11 лет в парадных мундирчиках и париках, при оружии и шляпах, но все равно – мальчишки, которым хочется поскорее убежать с позирования художнику и вернуться к своим детским играм и забавам; здесь и задорные глаза, и розовые щеки, и нарочито важная поза, в которой явно долго не простоишь...На фоне безмятежной и спокойной природы мы наблюдаем игру красок в одеждах людей, в борьбе света и тени мы видим борьбу добра со злом... (И.М. Тонков, «Усадьба П.Г. Демидова в Сиворицах под Петербургом», конец XVIII в.).
Русских художников интересует в первую очередь яркая индивидуальность человека, его духовная жизнь, движения, чувства, проявление разных черт характера. В.Л. Боровиковского («Портрет Е.Т. Дубовицкой», 1809), В.А. Тропинина («Женский портрет», 1830-е), В.А. Тропинин «Мальчик с топориком», 1800-е), А.Г. Венецианова («Портрет старухи», 1840-е).Картина К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова» (1862) трогает переживаниями главной героини – вода, мыши, заточение, из которого невозможно спастись.
Работа М.И. Зязина «Богомаз» удивила ребят небрежностью отношения человека к тому, что он делает – лежа на спине, с сигареткой и поднятыми вверх ногами...
Долго рассматривали набросок В.Д. Поленова к картине «Христос и грешница», пытаясь уловить, что же все-таки божественного в этом простом, на первый взгляд, человеке. Пожалуй, главное, что отметили дети – это свет лица и добрые глаза... На примере этого сюжета говорили о том, что Бог может вот так не ярко, тихо и спокойно появится в жизни человека, и как важно не пропустить этот момент...
Заканчивали музейную прогулку картиной «Витязь на распутье» В.В. Васнецова. Тут нам помогла недавно прошедшая встреча о сказках, чтобы попытаться разгадать образы картины – и богатырь, и его конь, и череп, и камень, предлагающий разные пути... Завершали разговор словами о том, что каждый важный шаг в жизни необходимо тщательно обдумать, как этот витязь, чтоб не получилось, что «направо пойдешь, себя потеряешь»...