Лектор предложила собравшимся вместе поразмышлять над вопросами исторической памяти: что может маленький человек, оказавшийся на перепутье больших исторических событий? какова его роль в них? только ли свидетеля? если только свидетеля, то безмолвного или активного? Отвечая на эти вопросы, Наталья Ликвинцева опиралась на творчество и саму жизнь матери Марии: ее помощь обездоленным в эмигрантском Париже, создание «Православного дела», ее размышления о тоталитаризме и участие в Сопротивлении.
Лектору удалось передать взгляд на революцию, с одной стороны, как на трагедию, «Великое событие», как назвала ее мать Мария в повести «Несколько правдивых жизнеописаний», принесшую гибель почти всем ее главным героям. С другой стороны, помочь почувствовать точку зрения матери Марии, ее желание «понять и осмыслить историческую катастрофу своей страны: гибель прежней России, братоубийственную войну, смерть множества людей и утрату родины».
Лекция не была ограничена только периодом революции и гражданской войны в судьбе и творчестве матери Марии, так как сама она оценивала этот период как подготовивший почву для появления тоталитарных систем в Европе: высказывая это, мать Мария ставила в один ряд советский коммунизм и гитлеровский национал-социализм, предвосхитив тем самым фундаментальный труд Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951) и прочие послевоенные работы по тоталитарной идеологии.
Ксения Цветкова
Фото Алексея Максимова