Еще один документ, который мы предлагаем вашему вниманию в рамках подготовки к семинару «Ответственность духовенства и мирян за церковь в годы советских гонений», – предсмертное послание митр. Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского).
Митрополит Вениамин (в миру – Василий Павлович Казанский) стал первым всенародно избранным епископом в истории русской церкви. 25 мая (7 июня) 1917 г. подавляющим большинством голосов он был избран Петроградским епархиальным архиереем. Свящ. Евгений Кондратьев писал в газетном отчёте о выборах: «Человек безупречного прошлого, спокойный, ровный, преосвященный Вениамин первый из Петроградских епископов изъездил и частию даже обошел всю епархию, побывав во всех ее самых далеких и глухих приходах... Особенно близки его сердцу были скудость и нужда и убогая обстановка беднейших сельских псаломщиков и о.о. диаконов. Вот почему сельские о.о. депутаты, а их было большинство, приехали на выборы уже с готовым решением голосовать за епископа Вениамина».
13 августа 1918 г. на Всероссийском Поместном Соборе он был возведен в сан митрополита Петроградского и Гдовского.
В 1922 г. митр. Вениамин стал жертвой показательного процесса против Церкви, устроенного новой властью: его и других христиан обвинили в нежелании отдать церковные драгоценности для спасения голодающих. В действительности, митр. Вениамин настаивал на том, чтобы верующие могли сами, без принуждения, отдать церковные ценности и обеспечить закупку продовольствия. Такая позиция не соответствовала задачам советской власти по дискредитации церкви, поэтому предложение было отвергнуто. Ценности стали изыматься насильно. Тогда митр. Вениамин предписал духовенству не выдавать священных сосудов, когда за ними приходят: «Я могу призвать к активности в области пожертвования, но в области изъятия – к пассивному повиновению». Еще одной причиной ареста Владыки стал его отказ признать обновленческого протоиерея Александра Введенского представителем высшей церковной власти в Петрограде.
29 мая 1922 года в помещении епархиальной канцелярии митрополит был арестован. При обыске к нему подошел под благословение протоиерей Александр Введенский. «Отец Александр, – спокойно промолвил Владыка, – отказав в благословении, – мы же с Вами не в Гефсиманском саду».
После сфальсифицированного публичного судебного процесса митр. Вениамин и ряд его соратников были приговорены к расстрелу. В ночь с 12 на 13 августа приговор был приведен в исполнение в нескольких верстах от Петрограда.
Готовясь к исходу, митр. Вениамин сумел написать послание одному из благочинных Петроградской епархии. У подножия своей Голгофы он думал о Церкви и верил в Нее.
«В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. – Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу, и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный среди страданий и внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в каком находится счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигали полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание; обречение и требование этой смерти; якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность; непостоянство и тому подобное; беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самую Церковь.
Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией.
Странны рассуждения некоторых, может быть, и выдающихся пастырей, разумею Платонова, – надо хранить живые силы, то есть их ради поступаться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Чепурины, Вениамины и тому подобные спасают Церковь, а Христос. Та точка, на которую они пытаются встать, – погибель для Церкви. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Теперь время суда. Люди и ради политических убеждений жертвуют всем. Посмотрите, как держат себя эсэры и т.п. Нам ли христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века!
Трудно давать советы другим. Благочинным нужно меньше решать, да еще такие кардинальные вопросы. Они не могут отвечать за других. Нужно заключиться в пределы своей малой приходской церкви и быть в духовном единении с благодатным епископом. Нового поставления епископов таковыми признать не могу. Вам Ваша пастырская совесть подскажет, что нужно делать. Конечно, Вам оставаться в настоящее время должностным официальным лицом благочинным едва ли возможно. Вы должны быть таковым руководителем без официального положения.
Благословение духовенству!
Пишу, что на душе. Мысль моя несколько связана переживанием мною тревожных дней. Поэтому не могу распространяться относительно духовных дел».
В статье использовались материалы www.rus-sky.com