Это проект екатеринбургских художников, членов малых православных братств: Свято-Екатерининского и Свято-Елизаветинского, Ольги Севостьяновой-Сокаревой, художника по текстилю и графике, и Натальи Чухловиной, художника-керамиста.
Выставка открылась в выставочном зале Музея архитектуры и дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета и представляет собой творческий взгляд на историю мира от грехопадения к спасению и возрождению. С точки зрения техники исполнения экспозиция представлена керамическими скульптурными композициями, горячими эмалями на меди и панно, выполненными в технике войлоковаляния и текстильной пластики. Выставочный ряд дополняют стихи разных авторов и цитаты из Библии.
Авторы обращаются к известным образам, событиям, историям и героям Священного писания. Это и Агнец, и ангелы, Богородица, некоторые узнаваемые персонажи Библии (например, Руфь), евангелисты, лестница Иакова, праздники Преображения, Рождества и т.д.
Мы задали авторам несколько вопросов.
Трагедия не вдохновляет…
– Как родилась идея этой необычной с точки зрения классического искусства выставки?
Ольга Севостьянова: Идея выставки родилась из личных размышлений о возрождении человека, его достоинства и веры. Особенно эти размышления обострились в год 100-летия революции 1917 года. Размышляли с Наташей вместе о случившейся трагедии и думали, как можно рассказать об этом с помощью художественных образов. Варианты воплощения были различные, думали даже об изображении собственно трагических событий. Но руки не поднимались, сколько бы мы не читали, ни смотрели и не рисовали, трагедия не вдохновляет. А получалось увидеть выход, смысл и радость в жизни по Евангелию. И мы стали думать о Писании, о святости, о достоинстве человека. И работа сдвинулась.
– Почему «рай»? Почему «на пути»?
Наталья Чухловина: Это, конечно, привычная ассоциация. Лично для меня точнее было бы – «дорога к Дому», Дому Отца, возвращение блудного сына. Но поскольку нужно было такое название, чтобы было понятно любому человеку, не только верующему, церковному, решили назвать именно так. Это дорога человека к Богу, Его Царству, и у нас изображены фрагменты этого Царства в виде сюжетов, размышлений о жизни с Богом, праздников и большого панно, которое символизирует это Царство.
Ольга Севостьянова: А мы надеемся, что об этом как раз будут спрашивать те, кто придет на выставку… Один брат заметил, что в названии есть либо ошибка, либо подвох. И это так. «Рай» именно здесь нужно расшифровывать. Ведь все знают, что в прежний рай пути обратно нет. Но под раем мы имеем ввиду, конечно, Царство Небесное, которое для человека в целом чаще всего несёт смысл жизни после смерти. Но это ведь не так: Царство Небесное может начаться уже здесь, на земле. Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего. Но это нужно разъяснять. Поэтому слово «Рай» мы пишем с заглавной буквы, надеясь на дальнейший диалог со зрителем.
– Случайно ли то, что выставка открылась в помещении бывшего православного храма во им. свт мч Татианы? Если нет, то в чем задумка?
Ольга Севостьянова: Это не совсем случайное совпадение. Скорее, так сложились обстоятельства, что в 2017 году мы не смогли найти иной выставочной площадки в Екатеринбурге, хотя прежде это не составляло особого труда. И параллельно давно была мечта когда-нибудь выставиться именно тут, так как в этот храм впервые я попала в период оглашения, он был родным некоторым нашим братьям и сёстрам. Руководство дало своё согласие в конце 2017 года. А сроки выставки тоже благоприятным образом совпали со Светлой Пасхальной неделей. Это придало нашей идее особую радость.
Наталья Чухловина: Когда было понятно, что нашу выставку поставили в план, мы решили открыть ее именно здесь, и в память о храме сделать одну работу: как раз на месте бывшего алтаря разместить большие панно, символизирующее Царство Божие, и между ними в проеме – Агнец Божий.
Вдохновляет церковная и братская жизнь
– Что вдохновляло при работе над этими полотнами и скульптурами?
Ольга Севостьянова: Вдохновляет церковная и братская жизнь, вдохновляет, конечно, чтение Библии и другой духовной литературы, богослужение, исторические примеры. И вообще радость от встречи с людьми, дружба, общение. Но и не меньше для меня важны тишина и созерцание, необходимо одиночество.
– Какая работа далась легче и радостнее всего и почему?
Ольга Севостьянова: В экспозицию вошли как новые работы, так и работы разных лет, поскольку они совпали по тематике. Тогда работать над ними было легче. Новые дались в целом тяжелее. Но вот совместную работу «Пир» мы шили с радостью. С молитвой, общением, размышлениями о многом.
Наталья Чухловина: Радостнее всего родился, пожалуй, Агнец. Он сам очень, видимо, хотел этого, но это была очень ответственная работа. А вообще для меня творчество, и личное, и совместное, – это всегда большая радость!
– Неожиданные находки (расположение экспонатов, сочетание и т.д.)?
Ольга Севостьянова: Да, есть. Например, после монтажа выставки через некоторое время я вдруг заметила интересное соединение двух наших работ. На стене панно «Жизнь», а внизу скульптуры четырёх евангелистов. В панно речь идёт о разных этапах жизни: бытовых, семейных, даже и церковных, а в центре большое место в этой жизни занимает пустое пространство, как образ Бога, созерцания, пути с Ним. А евангелисты, будто фундамент, столпы подсказывают верный путь жизни – жизнь по Евангелию.
– Выставка сопровождается разными стихами. Кто их подбирал и по какому принципу?
Ольга Севостьянова: Подборку в основном делал наш брат Андрей Севостьянов. Мы сами внесли лишь те стихи и псалмы, которые напрямую служили вдохновением для конкретных работ. А Андрей тонко чувствует поэзию и состояния, ему удалось из своих любимых поэтов, найти созвучное разным нашим панно и скульптурам.
Сегодня люди особо отзываются на печаль...
– Что из откликов, вопросов, отзывов гостей тронуло больше всего?
Наталья Чухловина: Много хорошего слышала, как раз, об Агнце – его даже просили продать; о херувимах и плачущем серафиме, о страдании Адама и Евы, о входе и выходе – сегодня люди как-то особо отзываются на печаль. Светлое впечатление осталось у друзей художников, сказали, что очень ко времени выставка, наполнена Светом и Духом.– В чем видится продолжение разговора? Новая выставка? Экскурсии? Встречи?
Ольга Севостьянова: Сейчас есть планы на проведение ряда встреч и экскурсий, люди интересуются. Люди говорят, что всё, конечно, красиво, но не всегда понятно, о чём речь. Если человек не читал никогда Писания, то многие работы ему не будут ясны. Поэтому нужно потрудиться, чтобы выставка смогла донести свой смысл в полноте.
– В вашем творчестве мешает ли или помогает «академизм»? Совместим ли вообще он с «полетом мысли»?
Наталья Чухловина: Смотря что понимать под словом «академизм». Декоративное искусство – не академическое. Но оно предполагает умения грамотно рисовать, писать, изъяснять мысли, то есть база академической школы необходима непременно, на ней выстраивается все остальные профессиональные навыки, но главным, я считаю, для художника является умение излагать мысли и чувства изобразительным путем не шаблонными формами, а живо. Очень важный закон композиции – новизна, новизна изложения мысли, это схоже с фразой «Бог всегда нов», и, мне кажется, этот подход к работе помогает делать ее живой, новой.
Выставка работа выставки продлится до 6 мая 2018 г. в выставочном зале Музея архитектуры и дизайна по адресу ул. Горького, 4а.
Беседовала Елена Каштанова
Наталья Чухловина – художник-керамист. В 1991 г. окончила Краснотурьинское художественное училище, в 1997 г. Красноярский государственный художественный институт. Член Союза художников с 2006 г. Участник международных, всероссийских выставок, автор персональных проектов. Доцент кафедры ДПИ ИИИ Уральского государственного архитектурно-художественного университета (УрГАХУ).
Ольга Севостьянова – художник по текстилю, график. Окончила Челябинское художественное училище (2000 г.), Уральскую архитектурно-художественную академию (2005 г.). Член Союза художников с 2007 г. Участник различных выставок, автор персональных проектов. Доцент кафедры рисунка УрГАХУ.