«На поверку встанут дети»

Этим детям с детства внушали ненависть к своим родителям, говорили, что они враги народа, пытались сделать из них манкуртов...
Сергей Павловский, Дарья Виолина
Сергей Павловский, Дарья Виолина

Утром рано, на рассвете, корпусной придет,
На поверку встанут дети, солнышко блеснет.

Вопрос первый: Зачем?

За четыре дня, где-­то на трассе Москва­-Санкт­-Петербург:

­ Вот ты можешь мне сообщить, зачем нужна эта встреча? Цель у неё какая?

­ Не знаю, фильм про...

­ Да про что фильм я знаю! Я не понимаю, зачем мы устраиваем публичный просмотр?

­ Может быть, поймём, когда посмотрим...

Вопрос второй: О ком?

О людях, которые не разучились любить. Любить жизнь, общение, ближнего, даже своих палачей.

Вопрос третий: Для кого?

Для тебя и меня. Для нас: внуков тех, кто сидел и тех, кто сажал... Для каждого.

За решеткой, за замками дни словно года...
Плачут дети, даже мамы плачут иногда.

Мы говорим о репрессированных. В основном о мужчинах. Кто-­то сочувствует, сопереживает, сострадает, а кто­-то думает, что так и надо, поделом. Раз посадили, то было за что. Мы говорим о жёнах репрессированных. Или о репрессированных жёнах репрессированных. И тоже по­-разному: от восхищения до пренебрежения.

Но нам трудно говорить о детях репрессированных. О репрессированных детях. О тех, кого лишили беззаботного детства. О тех, кто был вынужден повзрослеть до срока. О тех, кто впервые увидел мир сквозь колючую проволоку. Об этом всегда трудно говорить, ибо сама тема словно толкает нас к плачу, оплакиванию чужой жизни. Жизни, загубленной в самом её начале. Но всегда ли это так?

Но выхаживают смену, закалив сердца.
Мальчик мой, не верь в измену своего отца!

В минувшую субботу в Твери православные Спасское, Боголюбское и Мариинское братства встретились с создателями фильма «Дольше жизни» Дарьей Виолиной и Сергеем Павловским. Фильм знакомит нас с такими вот детьми репрессированных родителей. Не со всеми, но с теми из них, кто выстоял, кто остался верен памяти родителей, кто ничего не забыл. Кто, как проговаривается Сергей, являет собой скорее исключение.

Этим детям с детства внушали ненависть к своим родителям, говорили, что они враги народа, пытались сделать из них манкуртов... Но они не забыли, не предали, не отреклись. Напротив, дети выросли и стали искать. Кто-то отправился в Караганду на поиски матери, а кто­-то в Белоруссию искать память об отце. По словам режиссёра Дарьи Виолиной, фильм был направлен не на то, чтобы пробудить в ком-­либо грусть или тоску, а напротив ­ на утверждение жизни.

Тише, тише, дремлют дети, солнца луч угас,
День весенний, свежий ветер прошумят без нас!..

Так зачем же? И создатели фильма, и зрители говорили о том, что одна из главных проблем, случившихся с нами, ­ расчеловечивание. И герои фильма неслучайно стали героями ­ они нашли в себе силы преодолеть это, не озлобиться, не утратить интерес к жизни. Они, их история, история их семей ­ все это и есть подлинная история страны. История, которой мы должны делиться с детьми. История, о которой мы должны расспрашивать бабушек и дедушек. История, без которой история государства не имеет смысла.

Проберется лучик тонкий за высокий щит,
К заключенному ребенку лучик добежит*.

* Тюремная колыбельная. Мария Терентьева. 1938 год

Ксения Цветкова
Фото Ольги Козловой
конец!