На юге Кыргызстана завершилась вторая поисковая экспедиция в рамках проекта «Памяти новомучеников и исповедников на земле Кыргызстанской в XX веке послуживших»

01 августа 2017
В государственном природном парке «Алатай» Джалал-Абадской области Токтогульского района по предварительным данным найдено место, где с 1930 по 1940 гг. служил великий глинский старец священноисповедник схиархиамандрит Серафим (Романцов)

Также в ущелье Кызкоргон с.Кызыл-Ункур Базаркоргонском районе, Джалабадской области по предварительным данным найдено одно из мест поселения священников, монахов и мирян, скрывавшихся от советской власти, среди которых был преподобномученик Пахомий Русин, афонский иеромонах Досифей и др.

С 17 по 22 июля 2017 года, по благословению епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила, в рамках проекта «Памяти новомучеников и исповедников на земле Кыргызстанской в XX веке послуживших», проводимого за счет средств, выделенных фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество», а также в рамках международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» 2016-2017, состоялась вторая поисковая экспедиция на юг Кыргызстана с целью сбора информации о священниках, монахах и мирянах, скрывавшихся от преследований советской власти, среди которых был великий глинский старец священноисповедник схиархиамандрит Серафим (Романцов) и преподобномученик Пахомий Русин.

18 июля две группы поисковой команды - военно-патриотический клуб «Наследие» при храме Архистратига Божия Михаила г.Ош под руководством протоиерея Виктора Реймгена в составе 14 человек, бишкекская группа в составе 4 человек и Ирина Дунай – дальняя родственница семьи, в которой жил священноисповедник Серафим, выдвинулись в с. Алатай в долине реки Каракульджа. Это заповедная, почти дикая местность, в которую лишь летом приезжают пасечники. Поселение Алатай находится примерно в 77 км от города Токтогул. Автоколонна экспедиции, состоявшая из трех специализированных машин и спринтера, проехала более 30 километров, как по асфальту, так и по грунтовой горной дороге, преодолела горную реку, два раза завязнув в грязи. Когда дорога прерывалась из-за сошедшего весной селевого потока, группа в сопровождении трех проводников с семью лошадьми, прошла оставшиеся 12 км по обрывистой горной тропе, заросшей кустарником, через горные речки, частью на навьюченных лошадях, частью пешком.

По исходным данным, собранным доктором исторических наук Озмитель Е.Е. необходимо было: «Искать в Ташкумыре, Токтогуле, с. Алексеевка, с. Атайка сведения о большой благочестивой семье Козулиных (несколько братьев раскулаченных и сосланных за веру). Из этой семьи вышли монахи и священники. В этой семье постоянно проживали монахи и монахини и, самое главное, в 1930-1940-х годах жил и, уходя в горы близ Атайки в одиночестве, подвизался все лето под большим косым камнем священноисповедник схиархимандрит Серафим (Романцов), великий глинский старец.Отец Серафим крестил и воспитывал детей Казулиных, был их духовником».

Со слов родственницы семьи Казулиных Ирины Дунай группой были получены сведения, что ее тетю Александру 1934-35 г. рождения, в детстве тайно приводили причащать в сооружение из камней в конец огорода.

Дойдя до места и разбив лагерь, команда вышла на поиски, которые сначала не принесли ничего, кроме показанных местной жительницей предметов быта прежнего русского поселения (мельничный жернов, остатки кузницы, фундамент дома, землянки).

Но уже вечером, спустившиеся пасечники показали кладбище, на котором стоит единственный крест, установленный не так давно покойным уже митрофорным протоиереем о.Дмитрием Казулиным с именами своих предков, в семье которых и жил схиархиамандрит Серафим (Романцов). Также пасечники показали оставшийся фундамент дома, поведав, что семья, крест, которой они показали, жила в этом доме, и самое главное они показали «намаз таш» - камень молитвы и комнату природного происхождения из валунов, выше человеческого роста. Она находилась в конце поместья, если подниматься на север в гору. Предварительно можно сказать, что сооружение из камней в конце огорода, куда детей приводили причащать и найденная комната из валунов – одно и то же место, в котором служил священноисповедник схиархиамандрит Серафим (Романцов).

21 июля группа из четырех человек выдвинулась в ущелье Кызкоргон на поиски мест поселения священников, монахов и мирян, скрывавшихся от советской власти. В этой монашеской общине подвизались: преподобномученик Пахомий Русин, священноисповедник схиархимандрит Серафим (Романцов), великий глинский старец. Там же поселилась раскулаченная семья из Киргизии: Григорий Козулин с женой, четырьмя сыновьями и 10-летней дочерью Надеждой.

Из воспоминаний Н. Г. Казулиной (Тремсиной):

«В конце 20-х годов наша семья: мать, отец, четыре брата и я, жили в Киргизии близ Токтогульского водохранилища в поселке Алексеевка. В 1929 году нас раскулачили, отца посадили в тюрьму г. Ош, где от заключенных духовного звания он узнал, что недалеко от Джалал-Абада есть орехосовхоз, который называется Кызыл-Ункур, и в горах, недалеко от этого совхоза живут старцы-подвижники. И когда отца отпустили на свободу, то дали ему предписание — вывести семью на добровольную ссылку, куда он сам захочет, только подальше от Токтогула. И папа прямо из тюрьмы пошел в Кызыл-Ункур искать старцев, и нашел их. Нашел он сначала на одной горе в орешниках иеромонаха Досифея, который подвизался прежде на Афоне, вел очень строгую подвижническую жизнь. В 1914 году он на время приехал в Россию со святой горы Афон. Из-за начавшейся войны, границу закрыли, и он остался в России.

Возле него жили четыре монахини: Досифея, Дорофея, Клавдия и Мария. Пасека у них стояла маленькая и избушка полувырытая. Через гору от него жили Калистрат Иванович и Мария Андреевна Гриневы из Алма-Аты, рабы Божии с двумя девочками, и возле них в то время жили отец Пахомий и матушка Магдалина алма-атинская, а на другой горке — иеромонах Макарий (Ермоленко), который был очень стареньким. Отец познакомился с ними, и старцы благословили забрать семью и привезти сюда. Папа привез сначала старшего брата, они вырыли землянку, вроде сакли с окошечком на полу, покрыли крышу сеном, и тогда уже привез нас. И вот, мы начали там жить и молиться».

...

Проведенный группой протоиерея Виктора Реймгена опрос местных жителей показал, что они видели двух монахов. Когда началась война, монахи перешли за горы, скрывались там и изредка навещали зажиточные русские семьи. «Они работали, держали одну-две коровы, носили черные одежды и лапти. У них была пасека (около 10 уликов). Монахи много молились и постоянно плакали». Одного монаха видели в местечке Турбусай, это два часа на лошади от Кызыл-Унгура, сейчас там Джайлоо».

Ущелье Кызкоргон лежит в долине между речками Торпусай и Москол и живописными красными скалами причудливой формы. Само ущелье очень красочное. Северный склон покрыт зарослями ореха, а южный разнообразными горными травами и цветами. По данным проводника поисковой группы Заирбека Джунусалиева монах, которого видели местные жители, жил где-то возле родника, который проходил по ложбине Кызкоргон между двумя склонами. Точное место он показать не смог. Когда команда прибыла на место, стало ясно – поиск ничего не даст. Предполагаемое место жительства монаха – северный склон ущелья Козкоргон, сплошь покрыт высокой травой. Место землянки открылось удивительным образом. Поисковая группа решила сделать привал под одним из ореховых деревьев, но, не дойдя до него, остановились под другим небольшим деревом. За деревом оказалась яма, исследовав которую проводники сказали: «Сто процентов была землянка». Очистив яму от травы, обнаружили вход примерно в метр шириной (две параллельные насыпи земли), который расположен прямо на восток. Стены в виде насыпей высотой около метра. Ширина комнаты – около двух метров. Западную стену, практически не видно – осталась небольшая насыпь в тридцать сантиметров.

По возвращению в Кызыл-Ункур группа провела еще один опрос в селе Аванделе, и на этом поисковая экспедиция завершилась.

Остались еще несколько неисследованных мест, которые предполагается посетить во время следующей экспедиции: ущелье Каракуль, в котором старожилы с.Кызыл-Ункур видели другого монаха; предполагаемое место русского поселения в ущелье Арпаток; местность Берейнок, невдалеке от с.Алатай, где схиархиамандрит Серафим (Романцов) жил 7 лет.

Огромную благодарность поисковая группа выражает семье Дунай, много помогавшей в поисках, проводнику Заирбеку Джунусалиеву и директору государственного природного парка «Алатай» Акылбеку Турсуналиеву. 

Епархиальный отдел образования и катехизации приглашает всех желающих энтузиастов продолжить поиски и сделать свой вклад в прославление новомучеников и исповедников на земле Кыргызстанской в XX веке послуживших (контактный телефон: 0555 017 785). В данный момент проходит сбор информации для всецерковного прославления схиархиамандрита Серафима (Романцова), прославленного Украинской Православной Церковью Московского Патриархата.

www.eparchia.kg
загрузить еще