«Мы живем в знаковое время...»

03 февраля 2017
Такими словами закончилась беседа после открытой лекции «Образ и слово: эсхатологические мотивы в творчестве матери Марии (Скобцовой) и сестры Иоанны (Рейтлингер)» Марии Лавреновой, бакалавра богословия Свято-Филаретовского института
Мария Лавренова
Мария Лавренова

Иконы матери Марии и сестры Иоанны привлекают духом радости и веселия, который возможен только тогда, когда человек приносит покаяние и в чем-то меняется.

Эсхатологические мотивы в творчестве Матери Марии и сестры Иоанны несомненно, были связаны с переживанием исторического времени. Трагедия попрания человеческого образа и достоинства в XX веке вызывала протест и призыв к Истинному Образу Божьему.

«Всякому, кто не слеп, очевидно его (нашего времени) гибельность, всякий, кто не глух, слышит раскаты приближающегося землетрясения», – говорила Мать Мария (Скобцова) в различных статьях и выступлениях 1920-1930 гг.

Но откуда у матери Марии столько радости, особенно после того, как она потеряла своих детей и все ценное в этой жизни? Она имела не только веру, но и личную встречу со Христом, которая продолжалась в течение всей ее жизни. В общении с Богом она находила ответы на свои вопросы. И это было не только знание о Боге, это было знание Самого Бога – реальные отношения с Ним.

Суть эсхатологиии – в ожидании откровения полноты Божественной жизни. Отец Сергий Булгаков писал: «По мере того как мы двигаемся в истории, мы идем навстречу ко Христу, и лучи от Его грядущего пришествия в мир становятся ощутимыми». Эсхатологическое видение жизни в этих лучах дает возможность все мерить высшей мерой – причастностью Вечности. Такое видение содержит в себе объяснения всего – жизни и смерти – решительно всего: от пути человека до судьбы народа и всего человечества со всеми его открытиями, трагедиями и потрясением стихий».

А сестра Иоанна называла краски «самым безмолвным из всех выражений человеческого духа», соглашаясь при этом, что «эмпирическая жизнь требует слов». И далее продолжала: «Здесь должно происходить перекрещивание этих двух перекладин: вертикали молчания и горизонтали "говорения"… Все дано как материал, который должен стать крестом или из которого должно "вылепить" крест».

Истекает сто лет со дня начала русской антропологической катастрофы в 1917 году. Но трагедия не завершилась, и история мученичества не закончилась. В этой связи отзывом на услышанное стал вопрос гостей о канонизации отца Александра Меня как принявшего мученическую кончину. Переписка отца Александра с сестрой Иоанной сыграла чрезвычайно важную роль в ее духовной жизни. Неслучайно именно последователи и прихожане храма отца Александра являются хранителями плодов творчества сестры Иоанны в России.

Благодаря матери Марии и сестре Иоанне мы становимся свидетелями возрождения в Церкви пророческого служения, роль которого начала угасать сотни лет назад. Не только Церковь, но и общество нуждается в Божьей оценке. И голос пророка – голос Церкви должен звучать. Христиане не могут отмалчиваться. Мы не можем ждать, пока покаяние придет и зло рассеется само собой без какого-либо усилия от каждого из нас. Ведь, чтобы Бог располагал, нужно и что-то предполагать.

Лекция прошла 26 января в здании Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького.

Материал подготовил Сергей Мешков

загрузить еще