Или это она оставила след в жизни этих городов? Где-то (как, например, в Бежецке) она провела всего пару месяцев, но входит в собор местных святых. А где-то – в Париже – она прожила десятилетия, но там не осталось и следа от дома на улице Лурмель, где она спасала от преследований и голодной смерти многих и многих.
Но есть еще один город, в котором мать Мария пусть ни разу не была, но в котором ее помнят – Тверь. Именно здесь в прошлом году родилось Свято-Мариинское братство, носящее ее имя. И именно здесь в день 70-летия со дня ее мученической кончины усилиями областной библиотеки им. А.М. Горького, Тверского филиала РГГУ и Свято-Мариинского православного братства прошла международная юбилейная конференция «”Мы все стоим у нового порога”: жизнь, творчество и наследие матери Марии (Скобцовой)», посвященная ее памяти.
О матери Марии говорить и легко, и сложно. Легко, потому что она не просто живой и горячий человек, но и яркое духовное явление русской святости, которое воплотило в себе все лучшее, что было в русском монашестве. Но вместе с тем и сложно, потому что она своей жизнью, своим служением взрывала традиционные представления о том, каким должен быть человек, несущий Христа в сердце и свидетельствующий о Нем жаждущим людям.
Во вступительном слове ведущий пленарного заседания директор филиала РГГУ в Твери Владимир Лавренов отметил, что имя матери Марии является не просто интересным и значимым в истории русской святости, но что ее можно также назвать одной из самых загадочных и ярких женщин во всей российской истории.
В рамках конференции состоялось пять выступлений, среди которых особый интерес вызвали доклады арт-директора Музея герба и символики Тверской области Марии Лавреновой и студента РГГУ, совсем еще начинающего исследователя творчества матери Марии Александра Логунова.
В своем докладе «Слово и образ: эсхатологические мотивы в творчестве матери Марии (Скобцовой) и сестры Иоанны (Рейтлингер)» Мария Лавренова прослеживает то общее, что было у этих двух замечательных женщин. А это были не только внешние обстоятельства «нелёгкая эмигрантская судьба, участие в РСХД, духовное ученичество у о. Сергия Булгакова, принятие монашеского пострига почти в одно время и опыт иночества в миру, совместное творчество, приятие страданий и желание вернуться на родину, чтобы послужить ей», но общий – эсхатологический - взгляд на человека и мир. Два способа выражения эсхатологического опыта докладчица рассматривает в иконах и стихах (в первую очередь это икона сестры Иоанны «Сошествие Святого Духа на апостолов» и поэма матери Марии «Духов день»).
Александр Логунов в своем докладе «Творческие озарения матери Марии на «пути святости». М.Мария и Тверская земля» рассматривает на примере жизни и служения матери Марии близость «пути святости» и «пути творчества», их неотрывность друг от друга. Докладчик приходит к заключению, что «путь святости», в понимании матери Марии, идёт от отрицания мира к его утверждению. Также Александр рассказал о коротком времени пребывания тогда еще Елизаветы Кузьминой-Караваевой на Тверской земле, в имении Борисково, что под Бежецком, где она познакомилась с Анной Ахматовой, писала стихи, рисовала.
Доклад преподавателя СФИ Лидии Крошкиной «”Мы все стоим у нового порога”: о религиозном и литературном творчестве матери Марии Скобцовой» знакомит нас с тем новым, что открывает жизнь и творчество матери Марии: «новым порогом», «новым вином», «новой жизнью»…По словам докладчицы, «жизнь и смерть м.Марии, ее творческое наследие и мысль стали новым звеном в цепи духовных исканий русской мысли и литературы, а для нас – новым вдохновением».
Выпускница СФИ, бакалавр богословия Яна Калныня в своем докладе «”Вчера еще – Елизавета, а завтра буду – имярек”: духовное перерождение в путешествии по Прибалтике» говорила о новом понимании монашества – приближении к человеку и миру, а не уходу от них - на примере матери Марии и ее путешествия по Прибалтике сразу после принятия пострига.
В последнем сообщении «Имя матери Марии как символ примирения и преодоления разделения в церкви и обществе» Владимир Лавренов размышлял о том, есть ли в русской истории фигура, способная всех примирить, и поставил вопрос, символом чего может быть сейчас имя матери Марии.
В завершении конференции состоялась презентация сборника «Гордость земли Тверской», в который среди ста других имен вошло и имя матери Марии, показ фрагментов фильмов о ней и исполнение песни на ее стихи «Я верю, Господи, что если Ты зажжёшь…».
Хочется верить, что вслед за признанием заслуг матери Марии в светском плане (напомним, что наше правительство наградило ее посмертно орденом Отечественной войны), также последует и признание на духовном поприще, и ее имя будет включено в святцы Русской Православной церкви.