В чем духовный смысл волонтерских инициатив, что мешает современным людям включиться в социально ответственное действие, чем и почему сегодня стоит заниматься людям доброй воли в первую очередь? Об этом размышляли участники конференции «Перспективы социально ответственной инициативы в российском обществе», организованной Свято-Сергиевским малым православным братством.
Конференция собрала людей, которые по своей личной инициативе, свободно делают то, что, по их мнению, должно помочь освобождению от духовных «вывихов» и «родимых пятен» советского времени. Это были историки, представители Пермского краевого отделения общества «Мемориал», члены Свято-Сергиевского малого православного братства.
Накануне конференции устроители организовали для участников небольшую экскурсию по Лубянке и ее окрестностям.
– От этих мест веет холодом и пустотой, – сказал один из участников конференции, почетный председатель Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал» Александр Михайлович Калих, вспоминая расстрельные подвалы и подземные гаражи, из которых выезжали «черные воронки». – Мимо них ежедневно проходят наши современники, ничего не зная или не желая об этом знать.
Подобную экскурсию можно было бы провести в любом городе постсоветского пространства.
Александр Чернышев (Пермь) рассказал о волонтерских экспедициях в Чердынском районе Пермской области. Север Прикамья — самый «ссыльный район» Пермского края. Первые ссыльные появились здесь в конце XVI века. Спецпоселения украинцев, белорусов, немцев, чеченцев, калмыков стали особенно многочисленными в советское время. До сих пор количество потомков спецпереселенцев в этих краях превышает число исконных жителей. Высланные старались сохранять свои национальные традиции. Это были трудолюбивые и интеллигентные люди. Так, поселок раскулаченных украинцев очень скоро стал самым богатым селом в округе.
Встречаясь с переселенцами, чтобы записать их воспоминания, волонтеры каждый раз были готовы к отказу, поскольку для большинства само упоминание о событиях прошлого было мучительным. И все же налаживались связи, завязывалась дружба с теми, кто несет живое свидетельство пережитой трагедии. «Правда спасет от смерти» — эту библейскую цитату Александр Анатольевич сделал своим девизом.
– Правда дает жизнь, последовательность и разумность, — пояснил он.
Владимир Гладышев (Пермь) рассказал о судьбах ленинградцев-блокадников, эвакуированных в годы войны на берега Камы, о которых удалось узнать благодаря усилиям краеведов-энтузиастов и историков: о переводчице Н.Н. Арбеневой, балетном педагоге Е.Н. Гейденрейх, геофизике Б.Ю. Козловском и многих других.
– Внутри человека должно быть что-то, что могло бы противостоять «илу беспамятства», – сказал Владимир Федорович.
Беда современного российского общества в том, что оно непримиримо раскололось, считает Александр Калих. В людях парадоксальным образом уживаются некритичность мышления, слепое доверие к пропаганде и опасливое нежелание вести диалог и что-либо слушать.
В современной «ортодоксии» соединяются слепая вера в Идею и неспособность увидеть человека в том, кто ее не разделяет, заметил он. Истоки этого явления он видит в наследии чекизма, пронизавшего сверху донизу наученное не думать советское общество и «терпящего решительную победу сегодня».
– Нас с детства учили, что менять идейные убеждения позорно и даже преступно. Но так ли это? – задался вопросом Александр Михайлович.
Урок для «ортодоксов» он нашел в «Записных книжках» Достоевского, писавшего, что иногда «безнравственно поступать по своим убеждениям… Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?»
Он рассказал о деятельности Молодежного отделения пермского «Мемориала», которое ставит перед собой задачу, с одной стороны, оказывать практическую помощь репрессированным и их детям, а с другой – приобщаться к истории ХХ века и противостоять порожденной страхом «ортодоксии». Молодые мемориальцы, действуя исключительно на волонтерских началах, каждую весну, например, моют окна в квартирах нескольких десятков пермяков, безвинно пострадавших в годы репрессий, регулярно приходят и общаются с ними, помогают по хозяйству, ремонтируют квартиры, устанавливают памятные знаки на месте бывших лагерей и так далее. Они стремятся реагировать на современные проявления тоталитарного прошлого в своей стране, городе, школе, вузе и даже семье, искать и восстанавливать историческую правду.
Еще об одной инициативе, направленной против проявлений нетерпимости в обществе, говорила Ольга Сушкова (Москва). Она затронула проблему отношения к мигрантам, работающим в нашей стране, чаще всего в тяжелейших условиях, а также национализма, который Н.А. Бердяев назвал страшным грехом по отношению к образу Божьему в человеке. Ольга Владимировна рассказала об опыте общения с современными «пришельцами», которых москвичи приглашают на экскурсии по городу и домашние встречи, чтобы приезжие могли почувствовать христианское гостеприимство.
– Встреча с большой буквы может начаться с очень простых вещей, например, с того, чтобы здороваться с теми, кого мы встречаем каждый день, но как будто не видим, – скажем, с дворниками и продавщицами, сказала Ольга Сушкова.
Ольга Антипова (Москва) рассказала о передвижной выставке «Неперемолотые», которую Преображенское братство с 2011 года провело во многих городах страны. Выставка рассказывает о жизни церкви на Урале в период с революции по 1980-е годы и о наших соотечественниках, которые в эпоху гонений, расстрелов, уничтожения церкви сохраняли веру в Бога и образ Божий в человеке, свидетельствуя о Христе и о Божьей правде даже своим гонителям. Осенью 2012 года выставка проводилась в пермском Краеведческом музее совместно с пермским «Мемориалом». Хотя сами организаторы не позиционировали проект таким образом, но его тоже можно назвать волонтерским: московские устроители приезжали «вахтовым методом» бесплатно водить экскурсии по экспозиции. Местные жители приходили и рассказывали о своих родственниках, пострадавших за веру, приносили их фотографии и сохранившиеся вещи. Для многих посетителей тема духовного сопротивления новомучеников впервые раскрылась как источник силы, победы над злом.
Включиться в социально ответственное действие многим современным людям мешает отсутствие глубоких убеждений: они опираются в своей жизни лишь на мнения, заметил Максим Зельников (Москва). Из этой внутренней опустошенности вырастает страх, боязнь любых перемен. Подобное состояние человека — один из симптомов антропологической катастрофы XX века. Может быть, главная ценность волонтерского движения в том, что это явление противоположное, волонтер свободно делает самостоятельный выбор, за который часто приходится дорого платить.
Это видно на примере молодых людей, решивших пройти альтернативную гражданскую службу, о которых рассказала Ирина Кизилова (Общественная приемная пермского «Мемориала»). Хотя закон об АГС был принят более десяти лет назад, число молодых людей, которым было разрешено служить без оружия в руках, по-прежнему ничтожно мало (в настоящее время порядка 1000 на всю РФ, из них около 30 в Пермском крае). Попытки молодых людей настоять на своем конституционном праве часто сталкиваются не просто с бюрократическими препонами, но и с непониманием окружающих людей, всерьез полагающих, что без службы в армии из молодого человека не получится мужчины. Поэтому «альтернативщиком» может стать только тот, кто готов твердо отстаивать свои убеждения, в ком они окончательно вызрели.
Пермские гости и москвичи – члены Свято-Сергиевского малого православного братства проявили друг ко другу подлинный, живой интерес и нашли удивительно много общего. Возникли спонтанные вопросы, вызвавшие общую дискуссию, но пока не получившие разрешения. Одним из них стал вопрос об «усталом волонтере»: может ли волонтер устать и перестать быть волонтером? Очевидно, что никакого принуждения здесь не может быть, человек свободен избрать тот или иной путь. Но те же новомученики дали нам образец верности.
– Мы хотим, чтобы “волны совести” распространялись, — сказала Ирина Кизилова.
Только живой пример правды и истины, только экзистенциальный опыт Встречи, преодолевающей ненависть и отчуждение между людьми, может что-то сдвинуть в современном обществе, решили участники конференции.