«Мы хотим, чтобы волны совести распространялись»

08 мая 2014
В чем духовный смысл волонтерских инициатив, что мешает современным людям включиться в социально ответственное действие, чем и почему сегодня стоит заниматься людям доброй воли в первую очередь?

В чем духовный смысл волонтерских инициатив, что мешает современным людям включиться в социально ответственное действие, чем и почему сегодня стоит заниматься людям доброй воли в первую очередь? Об этом размышляли участники конференции «Перспективы социально ответственной инициативы в российском обществе», организованной Свято-Сергиевским малым православным братством.

Конференция собрала людей, которые по своей личной инициативе, свободно делают то, что, по их мнению, должно помочь освобождению от духовных «вывихов» и «родимых пятен» советского времени. Это были историки, представители Пермского краевого отделения общества «Мемориал», члены Свято-Сергиевского малого православного братства.

Накануне конференции устроители организовали для участников небольшую экскурсию по Лубянке и ее окрестностям.

– От этих мест веет холодом и пустотой, – сказал один из участников конференции, почетный председатель Пермского краевого отделения Международного общества «Мемориал» Александр Михайлович Калих, вспоминая расстрельные подвалы и подземные гаражи, из которых выезжали «черные воронки». – Мимо них ежедневно проходят наши современники, ничего не зная или не желая об этом знать.

Подобную экскурсию можно было бы провести в любом городе постсоветского пространства.

Александр Чернышев (Пермь) рассказал о волонтерских экспедициях в Чердынском районе Пермской области. Север Прикамья — самый «ссыльный район» Пермского края. Первые ссыльные появились здесь в конце XVI века. Спецпоселения украинцев, белорусов, немцев, чеченцев, калмыков стали особенно многочисленными в советское время. До сих пор количество потомков спецпереселенцев в этих краях превышает число исконных жителей. Высланные старались сохранять свои национальные традиции. Это были трудолюбивые и интеллигентные люди. Так, поселок раскулаченных украинцев очень скоро стал самым богатым селом в округе.

Встречаясь с переселенцами, чтобы записать их воспоминания, волонтеры каждый раз были готовы к отказу, поскольку для большинства само упоминание о событиях прошлого было мучительным. И все же налаживались связи, завязывалась дружба с теми, кто несет живое свидетельство пережитой трагедии. «Правда спасет от смерти» — эту библейскую цитату Александр Анатольевич сделал своим девизом.

– Правда дает жизнь, последовательность и разумность, — пояснил он.

Владимир Гладышев (Пермь) рассказал о судьбах ленинградцев-блокадников, эвакуированных в годы войны на берега Камы, о которых удалось узнать благодаря усилиям краеведов-энтузиастов и историков: о переводчице Н.Н. Арбеневой, балетном педагоге Е.Н. Гейденрейх, геофизике Б.Ю. Козловском и многих других.

– Внутри человека должно быть что-то, что могло бы противостоять «илу беспамятства», – сказал Владимир Федорович.

Беда современного российского общества в том, что оно непримиримо раскололось, считает Александр Калих. В людях парадоксальным образом уживаются некритичность мышления, слепое доверие к пропаганде и опасливое нежелание вести диалог и что-либо слушать.

В современной «ортодоксии» соединяются слепая вера в Идею и неспособность увидеть человека в том, кто ее не разделяет, заметил он. Истоки этого явления он видит в наследии чекизма, пронизавшего сверху донизу наученное не думать советское общество и «терпящего решительную победу сегодня».

– Нас с детства учили, что менять идейные убеждения позорно и даже преступно. Но так ли это? – задался вопросом Александр Михайлович.

Урок для «ортодоксов» он нашел в «Записных книжках» Достоевского, писавшего, что иногда «безнравственно поступать по своим убеждениям… Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?»

Он рассказал о деятельности Молодежного отделения пермского «Мемориала», которое ставит перед собой задачу, с одной стороны, оказывать практическую помощь репрессированным и их детям, а с другой – приобщаться к истории ХХ века и противостоять порожденной страхом «ортодоксии». Молодые мемориальцы, действуя исключительно на волонтерских началах, каждую весну, например, моют окна в квартирах нескольких десятков пермяков, безвинно пострадавших в годы репрессий, регулярно приходят и общаются с ними, помогают по хозяйству, ремонтируют квартиры, устанавливают памятные знаки на месте бывших лагерей и так далее. Они стремятся реагировать на современные проявления тоталитарного прошлого в своей стране, городе, школе, вузе и даже семье, искать и восстанавливать историческую правду.

Еще об одной инициативе, направленной против проявлений нетерпимости в обществе, говорила Ольга Сушкова (Москва). Она затронула проблему отношения к мигрантам, работающим в нашей стране, чаще всего в тяжелейших условиях, а также национализма, который Н.А. Бердяев назвал страшным грехом по отношению к образу Божьему в человеке. Ольга Владимировна рассказала об опыте общения с современными «пришельцами», которых москвичи приглашают на экскурсии по городу и домашние встречи, чтобы приезжие могли почувствовать христианское гостеприимство.

– Встреча с большой буквы может начаться с очень простых вещей, например, с того, чтобы здороваться с теми, кого мы встречаем каждый день, но как будто не видим, – скажем, с дворниками и продавщицами, сказала Ольга Сушкова.

Ольга Антипова (Москва) рассказала о передвижной выставке «Неперемолотые», которую Преображенское братство с 2011 года провело во многих городах страны. Выставка рассказывает о жизни церкви на Урале в период с революции по 1980-е годы и о наших соотечественниках, которые в эпоху гонений, расстрелов, уничтожения церкви сохраняли веру в Бога и образ Божий в человеке, свидетельствуя о Христе и о Божьей правде даже своим гонителям. Осенью 2012 года выставка проводилась в пермском Краеведческом музее совместно с пермским «Мемориалом». Хотя сами организаторы не позиционировали проект таким образом, но его тоже можно назвать волонтерским: московские устроители приезжали «вахтовым методом» бесплатно водить экскурсии по экспозиции. Местные жители приходили и рассказывали о своих родственниках, пострадавших за веру, приносили их фотографии и сохранившиеся вещи. Для многих посетителей тема духовного сопротивления новомучеников впервые раскрылась как источник силы, победы над злом.

Включиться в социально ответственное действие многим современным людям мешает отсутствие глубоких убеждений: они опираются в своей жизни лишь на мнения, заметил Максим Зельников (Москва). Из этой внутренней опустошенности вырастает страх, боязнь любых перемен. Подобное состояние человека — один из симптомов антропологической катастрофы XX века. Может быть, главная ценность волонтерского движения в том, что это явление противоположное, волонтер свободно делает самостоятельный выбор, за который часто приходится дорого платить.

Это видно на примере молодых людей, решивших пройти альтернативную гражданскую службу, о которых рассказала Ирина Кизилова (Общественная приемная пермского «Мемориала»). Хотя закон об АГС был принят более десяти лет назад, число молодых людей, которым было разрешено служить без оружия в руках, по-прежнему ничтожно мало (в настоящее время порядка 1000 на всю РФ, из них около 30 в Пермском крае). Попытки молодых людей настоять на своем конституционном праве часто сталкиваются не просто с бюрократическими препонами, но и с непониманием окружающих людей, всерьез полагающих, что без службы в армии из молодого человека не получится мужчины. Поэтому «альтернативщиком» может стать только тот, кто готов твердо отстаивать свои убеждения, в ком они окончательно вызрели.

Пермские гости и москвичи – члены Свято-Сергиевского малого православного братства проявили друг ко другу подлинный, живой интерес и нашли удивительно много общего. Возникли спонтанные вопросы, вызвавшие общую дискуссию, но пока не получившие разрешения. Одним из них стал вопрос об «усталом волонтере»: может ли волонтер устать и перестать быть волонтером? Очевидно, что никакого принуждения здесь не может быть, человек свободен избрать тот или иной путь. Но те же новомученики дали нам образец верности.

– Мы хотим, чтобы “волны совести” распространялись, — сказала Ирина Кизилова.

Только живой пример правды и истины, только экзистенциальный опыт Встречи, преодолевающей ненависть и отчуждение между людьми, может что-то сдвинуть в современном обществе, решили участники конференции.

Экскурсия
Экскурсия
Слева направо: В.Ф. Гладышев, Л.Ю. Мусина, М.И. Зельников, А.М. Калих, О.Н. Антипова, О.В. Сушкова, А.А. Чернышев
Слева направо: В.Ф. Гладышев, Л.Ю. Мусина, М.И. Зельников, А.М. Калих, О.Н. Антипова, О.В. Сушкова, А.А. Чернышев
М.И. Зельников, А.М. Калих
М.И. Зельников, А.М. Калих
А.А. Чернышев
А.А. Чернышев
Л.Ю. Мусина, М.И. Зельников, В.Ф. Гладышев
Л.Ю. Мусина, М.И. Зельников, В.Ф. Гладышев
О.В. Сушкова
О.В. Сушкова
О.Н. Антипова
О.Н. Антипова
И.Д. Кизилова
И.Д. Кизилова
Информационная служба Преображенское братство
конец!