«Мои любимые лица»

12 июня 2017
Под таким названием в Воронеже с большим успехом прошла персональная выставка работ известного скульптора, заслуженного деятеля искусств РФ Эльзы Пак, члена Преображенского православного братства

Эльза (в крещении – Александра) Николаевна Пак – выдающийся мастер скульптуры, лауреат Государственной премии России. Ее работы: скульптурное оформление Театра кукол и площади рядом с ним (в том числе ставший общим любимцем «Белый Бим Черное ухо»), памятники свт. Митрофанию Воронежскому и свт. Тихону Задонскому, Пушкину, Андрею Платонову и другие – хорошо знакомы не только воронежцам, но и всем, кто бывал в Воронеже. В мае-начале июня этого года все желающие могли посетить ее выставку скульптурных портретов, прошедшую в Выставочном зале Союза Художников на Пушкинской. Выставка была приурочена к 75-летнему юбилею Эльзы Николаевны и стала первой персональной выставкой женщины-скульптора в Воронеже.

Эльза Николаевна Пак
Эльза Николаевна Пак

Основу экспозиции составили портреты людей, которых автор лично хорошо знает и к которым испытывает самые теплые чувства, она сама просила их позировать. Поэтому среди представленных на выставке работ были как бюсты воронежских деятелей культуры и науки – музыкантов, поэтов, врачей, так и портреты родных, близких и друзей автора. Поэтому же здесь были выставлены и скульптурные портреты членов Преображенского братства – целого ряда братьев и сестер из Воронежа, протоиерея Павла Адельгейма и основателя братства священника Георгия Кочеткова.

Своими впечатлениями от выставки поделился профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Михайлович Копировский: «Сделать выставку на тему "Мои любимые лица" – очень удачный, оригинальный ход: ведь монументальные работы Эльзы Николаевны в зал не перенесешь. Выставленные скульптурные портреты отражают персональный, смелый подход автора к натуре: в каких-то ее работах точно передается портретное сходство, в других она может отходить от него. Ведь самоцель для скульптора – не «памятник» живому человеку, а выявление его внутреннего образа, и иногда результат бывает неожиданным. Например, в скульптуре "После причастия" изображена девушка, наша сестра, которую мы хорошо знаем. Но главное в этой работе – ощущение благодати, выраженное в еле намеченной улыбке. Это уже не портрет в собственном смысле слова, а высокое обобщение – человек в состоянии причастности вечной жизни».

Эльза Николаевна – не просто мастер высокого класса. Она не побоялась акцентировать в своих работах человечность и христианскую веру, внести в них глубоко личную ноту в то время, когда как в целом в скульптуре преобладают внешняя помпезность или формалистические поиски. Эта выставка, судя по отзывам, многое открыла тем, кто смог ее посетить, и в художественной, и в духовной области, Поздравляем Эльзу Николаевну и надеемся, что свой путь «вперед и вверх» она продолжит.

Эльза Николаевна Пак, по национальности кореянка, родилась 15 мая 1942 в г. Той-Тюбе Узбекской ССР, как и многие тысячи других корейцев, родители которых были депортированы туда правительством Сталина с Дальнего Востока. Окончила Ташкентское художественное училище в 1964 году, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина – в 1970 году. Член Союза художников СССР с 1974 г.

Выдающийся воронежский скульптор, автор ряда работ, определяющих современный образ столицы Черноземья. Она никогда не работала без своего напарника и мужа, Ивана Павловича Дикунова. В числе работ известного тандема – несколько памятников великим русским поэтам и деятелям культуры, установленных в Воронеже и районных городах Воронежской области. По мнению профессионалов, их скульптуры Пушкина, Платонова и т.д. сами стали частью наследия русской культуры.

Творчество Эльзы Николаевны Пак признано как в Воронеже – она была отмечена целым рядом наград местной администрации, – так и во всей России. В самом конце советской эпохи Эльза Пак и Иван Дикунов получили государственную премию, затем она стала заслуженным художником России (1992). Десятью годами позже скульптор удостоилась звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации (2001). Эльза Николаевна является участником многочисленных региональных, всероссийских и международных выставок.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. Эльза Николаевна Пак, став православной христианкой и приняв крещение, органично включила в свое творчество религиозную тематику. В 2003 году перед возрожденным Благовещенским кафедральным собором ею совместно с мужем и старшим сыном был установлен монументальный скульптурный комплекс, посвященный святителю Митрофанию – бронзовая фигура святого в окружении четырех ангелов. Этот проект был реализован совместно с руководством Воронежской епархии. Еще одна скульптура на церковную тему была создана Эльзой Николаевной для Задонска (Липецкая епархия). Она изображает местного, но широко почитаемого во всей стране святителя Тихона Задонского.

Материал подготовила Дарья Макеева


Фото Александра Волкова, а также из открытых источников сети интернет

загрузить еще