Миссия родным и друзьям

13 августа 2012
Практические советы и рекомендации. Часть 1. Автоматическая миссия или «Сей везде!»
Винсент Ван Гог. Сеятель (Сеятель на закате). 1888
Винсент Ван Гог. Сеятель (Сеятель на закате). 1888

Мы начинаем публикацию цикла статей Натальи Адаменко, председателя Иннокентиевского миссионерско-катехизаторского общества и преподавателя миссиологии Свято-Филаретовского института, под общим названием: «Миссия родным и друзьям». Эти статьи основаны на встречах-семинарах в группах и общинах Преображенского братства о проблемах личной миссии. Надеемся, что эти практические советы и рекомендации будут полезны не только членам братства, но и всем православным христианам, желающим исполнить заповедь Спасителя о свидетельстве.

Часть 1. Автоматическая миссия или «Сей везде!»

 

Почему «автоматическая» миссия? Разве миссия может быть автоматической, то есть происходить без нашего непосредственного участия? Оказывается, может! Вспомним притчу Христа о посеве и всходах:

«Таково Царство Божие: оно подобно человеку, который бросит семя в землю, и спит и встает, ночью и днем, а семя всходит и тянется вверх, он сам не знает как; земля сама собой дает плод: сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе; когда же созреет плод, он тотчас посылает серп, потому что настала жатва» (Мк 4:26-29).

Христианин бросил семя – рассказал о своей вере другому человеку, или что-то сделал так, что его вера стала видна, а потом просто продолжает общаться с ним. А в это время семя веры в сердце другого человека всходит и растет, а сам христианин не знает, как это происходит, потому что как земля сама собой (а «сама собой» в греческом тексте звучит как «аутомате») производит зелень, колос и зерно в колосе, так и вера в сердце другого человека растет и крепнет незаметно. И приходит время жатвы, то есть время, когда неверующий готов принять Благую весть о Христе и изменить свою жизнь. Таким образом, автоматическая миссия – это наше свидетельство в повседневной жизни тем, кто нас окружает: родным, друзьям, сослуживцам, соседям.

Как закваска

Свидетельство – это не всегда обязательно слова, но чаще – дела и поступки, или даже молчание и нежелание говорить на какую-то тему. Порой люди рассказывают друг другу о том, как мы себя повели в том или ином случае: «А вот она так-то сделала и то-то сказала. Представляешь? – Да?». И человек задумывается, и у него появляются вопросы. Понимаете, какое огромное влияние мы можем оказывать на других людей? Мы часто свидетельствуем именно так, косвенно, невербально, мимоходом, часто и не желая этого. Особенно это заметно в кругу близких друзей, родственников. Если в семье кто-то становится христианином, настоящим христианином, он действует как закваска – и всё вокруг него приходит в движение, начинает «бродить». Это «брожение» новой жизни начинается сразу, но не сразу «всходит все тесто», как мы знаем из притчи о закваске (Лк 13:20-21). Закваска делает из холодной и безжизненной муки теплое и «дышащее» тесто только лишь потому, что сама – живая. Раз уж мы стали говорить о том, что происходит само собой, автоматически, то вспомним ещё место из Нагорной проповеди, которое прямо относится к нашей теме:

«Вы соль земли. Если же соль станет пресной, чем сделать ее соленой? Ни на что она больше не годна, разве только выбросить ее вон, чтобы топтали ее люди. Вы свет мира. Не может укрыться город, расположенный наверху горы. И когда зажигают светильник, не ставят его под сосуд, но на подсвечник, и светит всем в доме» (Мф 5:13-15).

Соль – всегда соленая (если это настоящая соль), город на верху горы невозможно спрятать, а зажженная свеча – светит всем в доме. То, что Господь говорил ученикам, прямо относится к нашей жизни. Город на верху горы не может спрятаться, он всё время на виду, все на него смотрят, ни один человек рядом не пройдет, чтоб не увидеть его. И мы уже стоим там, на горе, рядом со Христом, мы уже определились, и спрятаться у нас не получится. Не получается быть христианами по временам, когда это выгодно или безопасно. У нас есть своя позиция, мы определились в жизни, мы знаем, на чьей мы стороне, хотя это порой вызывает непонимание и конфликты. И этого обозначения христианской позиции в поступке или слове иногда достаточно для свидетельства. К нам уже начинают относиться как к людям, у которых есть позиция, есть принципы, от которых мы не отходим.

Делиться радостью

У родных и друзей к нам есть определенное отношение, они привыкли видеть нас в определенном качестве. Ведь у нас есть социальная роль и, исходя из этой роли они к нам и относятся, и порой не воспринимают перемены, происходящие с нами.

Вот мы начинаем регулярно ходить в храм, молиться, читать Библию, ездить в паломничества, общаться с верующими, встречаться с ними – а у родственников начинается сопротивление всему этому. Иногда в начале они нас могут поддерживать, но когда видят, что все это – всерьез, то начинают возмущаться: «Сколько можно, хватит тебе туда ходить!». Им очень трудно признать, что мы изменились, просто это признать. Им порой кажется, что наша вера – это такая «дурь», «блажь», что это со временем пройдет. Нам что-то сказали, и мы поверили, и теперь слушаем каких-то других людей, а не их, и советуемся с кем-то, а не с ними. У них может быть зависть к нашим духовникам, церковным друзьям, или ревность, особенно у старшего поколения, у супругов. Об этой ревности очень хорошо сказал Клайв С. Льюис в своем трактате «Любовь»:

«Иногда такая ревность усложняется, удваивается. С одной стороны, конечно, «все это» – глупости. С другой – а вдруг в этом что-то есть? Вдруг и правда чем-то хороши книги, музыка, христианство? Почему же мы этого не видели, а он увидел? Что он, лучше нас? Да он сопляк, мы же старше… И ревность возвращается на круги своя: умнее «нас» он быть не может, значит, все это глупости».

Друзьям бывает очень трудно признать, что мы изменились, и что эти изменения нам нравятся. Они могут придумать, что угодно, но им очень трудно поверить в то, что это нам действительно нравится, что мы это делаем свободно, что нас в церкви никто не уговаривает и не запугивает. Наша вера для наших родных и друзей – искушение, испытание, и иногда воспринимается ими как предательство. Да, большей частью все это к вере нашей никакого отношения не имеет. Но мы должны это учитывать, родных и друзей надо жалеть, не бросать их, даже если они противятся вере.... Необходимо продолжать с ними общаться, ходить к ним в гости и приглашать к себе, не забывать поздравлять с днем рождения и с праздниками, узнавать, как у них дела, вообще – интересоваться их жизнью и стремиться найти в ней точки соприкосновения с нашей новой жизнью – жизнью со Христом.

Самая большая жестокость с нашей стороны будет, если мы будем просто молчать, если мы ничего не будем говорить им о тех изменениях, которые с нами происходят, если мы не будем делиться с ними нашей радостью. Они же видят, что мы теперь по-другому общаемся, по-другому на все реагируем. Наш друг или родственник нам не враг, и Христу не враг, но он боится нас потерять, и ещё очень боится того, что из-за нас ему самому придется менять свою жизнь. Нам нужно им показать, что нам наша новая жизнь с Богом и в Церкви нравится, что мы не напрягаемся, что нам там действительно хорошо. Мы хотим ходить в храм на богослужения и на братские встречи, потому что именно там, в общении с Богом, с братьями и сестрами для нас – источник радости, мира и счастья. И мы это делаем без натуги, без мучительной серьезности. Мы спокойны и нам хорошо потому, что мы обрели Источник любви – и мы ходим в церковь, чтобы нам стало ещё лучше. И этой радости и любви нам должно хватать на наших родных и друзей – иначе что же это за радость, которой невозможно поделиться? И что это за любовь, которой «не хватает» на всех?

Нелицемерная любовь

Наша любовь ещё должна быть нелицемерной. Вспомним ту же Нагорную проповедь:

«Вы слышали, что было сказано: "Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас, чтобы стать вам сынами Отца вашего. Который на небесах, потому что солнце Свое Он возводит над злыми и добрыми и изливает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли самое делают и мытари? И если приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не то же ли самое делают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Мф 5:43-48).

Это не просто пожелание, это личный призыв Христа к нам. Призыв к такому отношению к людям, когда мы перестаем делить их: этот хороший, а этот – плохой, этот праведный, а этот – неправедный, этого я люблю, а этого – нет. Любовь Христова безмерна, безгранична, но бывает так, что мы «слишком» любим своих родных. К сожалению, семья тоже может стать идолом, и пока мы ему служим, его превозносим – наши родные нас «не слышат» и «не видят». Они просто не воспринимают нас как христиан, они – жертвы нашего идолопоклонства. Когда, например, дети становятся идолами, то их становится невозможно никуда привести: ни к Богу, ни в Церковь. Ведь тогда всё в семье начинает вращаться вокруг них, и получается некое замкнутое пространство, в которое Христос не может войти.

Можно тут вспомнить вроде бы противоречащие вышесказанному слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим 5:8). Но что значит «печься о домашних»? Это значит заботиться о них: одеть, накормить, выслушать, помочь. Мы же не живем сами по себе, мы – не одинокие люди, у нас есть семьи, и мы не можем сказать им: «До свидания, родные, теперь у меня другая жизнь, христианская, без вас, живите теперь, как хотите». Это просто невозможно, мы не можем бросить родных, друзей, не можем выйти из мира, из общества. Нас Господь из мира никуда не призывает выходить, Он нас наоборот, посылает в мир, к людям, но в другом качестве, чтобы жить не для себя и не для них, а для Него. Эта перемена должна совершиться в глубине нашего сознания, нашего сердца, там должно что-то перевернуться, поменять знак. Тогда изменится и наше отношение ко всему в этом мире, в том числе и к семье, и к друзьям, и они займут подобающее им место в нашей жизни. И это место – не первое и не центральное, потому что первое и центральное место в жизни христиан занимает Христос.

Каменистая почва

Миссия родным и друзьям, т.е. личная миссия – имеет ряд особых трудностей. И первое, о чем хочется сказать сразу, эта миссия требует от нас терпения и смирения, ведь мы можем годами ждать результата. Наших родных и друзей порой можно сравнить с каменистой почвой из притчи о сеятеле, на которой семена не укореняются. Проповедовать им – это все равно, что сеять на камне, и если мы будем нетерпеливы, то через некоторое время приходит усталость и разочарование.

Но нам так хочется, чтоб вокруг нас были люди родные по духу, а не просто по плоти, хочется быть вместе везде, и в этой жизни и в будущей – вечной. И порой наше горячее желание мешает нам, и мы становимся нетерпеливыми, мы начинаем действовать не теми методами, используем не те способы, делаем не то, что нужно. Либо мы начинаем родных подталкивать, «помогать» им, чтобы они поскорее увидели истину, либо мы стараемся их припугнуть «адом», либо мы стараемся их обмануть, пусть немножечко, чуть-чуть приврать («сейчас тебе плохо, а вот придешь в церковь – и будет тебе хорошо»). Или нам так становится жалко себя, что мы даже не знаем, что делать, вплоть до отчаяния: как это так – наши родные люди нас не понимают! Нужно иметь терпение и веру. Не стоит «зазывать» наших неверующих родственников и друзей в храм раньше времени, не нужно пытаться объяснить им смысл богослужения и таинств, если они этого не просят. Не нужно спешить специально знакомить их со священниками, даже очень хорошими, в надежде, что «у них лучше получится», ведь у наших родных и друзей порой совсем нет доверия к священнослужителям, да и к церкви вообще. Так же не стоит призывать их читать Библию, ведь она для них, к сожалению, не является Священным Писанием, а просто книгой странных историй, которые были давным-давно. Общий принцип здесь такой: не нужно говорить на такие темы, которые не интересны родным и друзьям, не актуальны для них, и не нужно обсуждать духовный опыт, которого у них пока ещё нет.

В притче о Царствии Небесном сеятель сеет везде, и на камне, и при дороге, и в терниях, и на поле. Ненормальный какой-то сеятель на самом деле, зачем он сеет на камне? На самом деле важно, где сеять, и нам важно сеять там, где семя может прорасти и дать плод – поэтому всему свое время. Действительно, в нашем окружении бывают «каменистые участки». Мы таким людям говорим слово, а оно от них отскакивает, опять говорим, а оно опять отскакивает, они его не принимают. Значит, пока давайте оставим их в покое и используем другой способ – будем просто по-христиански жить, и пусть наша жизнь убеждает их без слов. Нам нужно сначала этот камень размягчить. Даже в самых твердых скальных породах происходит со временем эрозия поверхности под действием воды и перепадов температуры, она тоже как бы «сама собой» идет, и на камнях появляется плодородный слой почвы – вот когда он появится, тогда и можно сеять. А пока там камень – не нужно много слов...

Итак, есть ещё одно сильное средство для размягчение камней – молитва. Но об этом – в следующий раз.

Наталья Адаменко
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще