Миллион ангелов в дорогу, или Путешествие в глубь страны

22 августа 2019
Что можно узнать, отправившись с сотней подростков вниз по Волге
Исток Волги. Деревня Волговерховье, Тверская область
Исток Волги. Деревня Волговерховье, Тверская область

Путешествие в глубь страны и в глубь истории совершили в июле более ста человек – подростки, молодёжь и взрослые. Традиционная летняя экспедиция Преображенского православного братства в этом году проходила вдоль по Волге. Волга, выступая в качестве машины времени, отправляла путешественников из XXI века то в смутный XVII, когда первый патриарх Московский Иов взывал к народному самосознанию, то на рубеж XVIII, когда в России активно развивалась усадебная культура, и не менее смутный ХХ, прошедший катком по русскому народу и русской культуре. Характерно, что история – то величественная, то драматичная –передавалась путешественникам через встречи с людьми – краеведами, музыкантами, учёными, священниками, писателями, экскурсоводами и просто случайными знакомыми, которых, как оказалось, объединяло одно интересное качество: они очень любят землю, на которой живут.

– Традиционно наши ежегодные подростковые экспедиции посвящены русской земле, её истории, культуре, её людям в прошлом и современности, – рассказала руководитель Детско-юношеского центра Преображенского содружества Ольга Синицына. В этом году наш замечательный историк Владимир Лавренов предложил пройтись по главной «улице» России – Волге. Где как не на центральной улице можно найти всё самое интересное и самобытное? Мы выбрали пеший путь намеренно, чтобы было больше возможностей для встреч и общения с людьми волжских городов, сёл и деревень. Особым заданием было обратить внимание на то, что вызвало удивление, заставило остановиться и по-другому взглянуть на мир.

Кроме этого, во всех экспедициях перед путешественниками стоял вопрос: «Что значит любить свою землю?». Его ребята постарались задать всем встретившимся на пути волжанам.

Ольга Синицына и Владимир Лавренов
Ольга Синицына и Владимир Лавренов

– Мы совсем не знаем свою страну, имеем о ней довольно поверхностное представление – и в основном негативное, – рассказывает один из руководителей экспедиционной группы, член геральдического совета при Президенте РФ, кандидат исторических наук Владимир Лавренов. – Это особенность нашего менталитета. Нам свойственно презрительное, снисходительное отношение к собственной стране и к собственной истории, к народу, памятникам, которые нам достались от предков. Важно эту традицию остановить, прервать. Наша страна имеет колоссальное количество архитектурных памятников, дивную природу, потрясающую историю, в которой множество не только кровавых, но и славных страниц. У нас прекрасные люди, которые не только жили когда-то давно, но и живут сейчас. Эти люди созидают страну, очень скромно и тихо делают своё дело и создают красоту.

Важное примечание: интересных людей, с которыми ребята встречались в поездках, они, как правило, находили сами, ещё когда готовились к путешествию в течение года. Также сами разрабатывали маршруты внутри экспедиции, искали места для трапезы и общения.

Богоявленский собор, Нило-Столобенская пустынь. Остров Столобный, озеро Селигер
Богоявленский собор, Нило-Столобенская пустынь. Остров Столобный, озеро Селигер

Итак, Волга – главная улица России. От истока до устья. От Ржева до Астрахани. Десять экспедиционных групп. Каждая находилась семь дней в пути. Общая протяжённость маршрута – примерно 3 530 километров. С непростым вопросом в головах: «Что значит любить свою землю?».

«Мы не ожидали, что монах рисует комиксы и выгуливает на поводке кролика»

Волговерховье – Пено – Ржев – Старица

Говорят, великое начинается с малого. Понять это можно, оказавшись у истока великой реки Волги, где её можно перешагнуть – в буквальном смысле. Именно с этого начала своё путешествие первая группа. Набрав тёмной (почти коричневой) воды, ребята измерили её чистоту и получили второе открытие: карманный тестер показал в воде меньше примесей, чем в бутилированной. Хороший знак!

Волга, которую можно перешагнуть. Исток Волги, деревня Волговерховье, Тверская область
Волга, которую можно перешагнуть. Исток Волги, деревня Волговерховье, Тверская область

Ржев и Старица – первые города по течению Волги, всего пара сотен километров от истока.  А Успенский монастырь в Старице – один из древнейших на Руси. Он стоит прямо на берегу, и вода отражает собор Успения Пресвятой Богородицы, сложенный из белого тёсаного камня. Именно сюда в смутные времена Лжедмитрий отправил в ссылку первого русского патриарха Иова. После революции монастырь был закрыт и разграблен, а во время Второй мировой большая часть святыни оказалась разрушена, уцелели лишь стены. Жизнь сюда вернулась лишь в 1997 году, когда было решено возродить монашескую общину. Один из братии – иеромонах Паисий – художник, иконописец и… игумен Успенского монастыря. 

– У меня ангина, долго говорить не смогу, – говорит он путешественникам тихим голосом. Вдруг рука тянется к яблоне и отламывает ветку.

Собор Бориса и Глеба. Старица, Тверская область
Собор Бориса и Глеба. Старица, Тверская область

– Это для кролика, – немного смущённо объясняет он. – Завёл себе друга. Хотя мне вообще-то нельзя, монах должен быть один.

Кролика зовут Зой. Хозяин выгуливает его на поводке, а тот помогает хозяину в преподавании. Дело в том, что отец Паисий уже много лет учит детей рисовать и снимать мультфильмы. Также Зой часто становится героем комиксов, которые монах придумывает для своих учеников. Видеоинтервью отец Паисий дать отказался.

– Разве можно так что-то настоящее донести? Если бы я снимал интервью с монахом, то не показывал бы его лица. Руки можно, пейзаж… Пусть он копает грядку, а сам что-нибудь рассказывает. Тогда это будет естественно, – сказал он.

Военный мемориал, советское захоронение. Ржев, Тверская область
Военный мемориал, советское захоронение. Ржев, Тверская область

Еще одна встреча на маршруте произошла в старообрядческой церкви Покрова пресвятой Богородицы во Ржеве. Путешественники познакомились с настоятелем – отцом Евгением Чуниным. Он пустил всех в храм, что необычно для старообрядцев. Возможно, дело в том, что эта церковь никогда не закрывалась, а во времена советских гонений, когда все остальные храмы в городе были закрыты, сюда приходили молиться и православные.

Отец Евгений рассказал об отличиях старообрядчества от «господствующей церкви». Например, у старообрядцев сохранилась древняя норма, утраченная в нашей церкви. Здесь нет платы за таинства и требы, зато все члены приходской общины отделяют 1/10 своих доходов на церковные нужды; исповедоваться, кроме крайних случаев, можно только у своего духовного отца: «Это как лечащий врач. Вы же не доверите своё здоровье первому встречному!».

Военный мемориал, немецкое захоронение. Ржев, Тверская область
Военный мемориал, немецкое захоронение. Ржев, Тверская область

С большой любовью отец Евгений рассказал о том, как в 1943 году Покровский храм спас жизнь городу. Не улицам и зданиям, а людям. 1 марта 1943 года в храм был согнан остаток населения – 248 человек. Дверь закрыли на замок, чтобы взорвать. Приходской дьякон Феодот Тихомиров призвал людей к молитве, и те стали вспоминать забытые за советские годы слова. В итоге немцы ушли из города, не выполнив приказа. В честь этого события сразу после войны на храме повесили мемориальную доску. Провисела она недолго: власть посчитала напоминание о Божьем покрове идеологически сомнительным.

«Мы не ожидали увидеть затопленную колокольню вживую»

Углич – Калязин – Кимры

Пятиярусная колокольня посреди водохранилища до сих пор кажется кадром из фантастического фильма, хотя с того момента, как правительство СССР приняло решение затопить земли, прошло уже больше 80 лет. По замыслу, это должно было сделать Волгу более глубокой и широкой, а значит, судоходной. Так и произошло, но вместе с тем под воду ушла центральная площадь города, улицы с архитектурными памятниками прошлого, собор Николая Чудотворца, Троицкий Макарьевский монастырь, жилые дома, кладбища и прежняя жизнь. Так что строительство Угличской ГЭС стало духовной трагедией для многих людей, последствия которой мы ощущаем по сей день. Люди потеряли не только родные дома, но и места памяти.

Колокольня затопленного Никольского собора. Калязин, Тверская область
Колокольня затопленного Никольского собора. Калязин, Тверская область

– Было грустно и неожиданно увидеть, какой большой ущерб был причинён, – делятся ребята впечатлениями в разговоре с удивительным человеком, волжанином, краеведом-любителем Олегом Викторовичем Скворцовым. Этот человек – один из тех, кто через собирание истории создает будущее. Он провёл экскурсию по Калязину, а заодно прочитал свои стихи о родном крае, спел народные песни, которые собирает уже много лет.

Кстати, в 2007 году вокруг колокольни сделали крошечный островок, благодаря чему здесь впервые после долгого перерыва служили литургию, а в 2014 году колокольне вернули колокола.

Встреча с Игорем Сагнаком, председателем Угличского родословно-краеведческого общества им. Ф.Х. Кисселя. Древняя Пятницкая площадь, Углич
Встреча с Игорем Сагнаком, председателем Угличского родословно-краеведческого общества им. Ф.Х. Кисселя. Древняя Пятницкая площадь, Углич

С колоколами в этих краях особые отношения. Об этом подростки узнали в Угличе. Волга перенесла путешественников в 1591 год, когда здесь был убит царевич Дмитрий. Узнав о преступлении, пономарь начал звонить в колокол, чтобы призвать горожан прийти к храму. Неизвестно, что стало с пономарём, а вот колокол за зов был отправлен в ссылку в Тобольск, ему оторвали ухо и вырвали язык, а также стегали розгами. Это было символическое действие: вот что бывает с теми, кто осмелится пойти против властей.

Своеобразным напутствием в дорогу стали слова ещё одного встретившегося на пути волжанина, старовера, председателя Краеведческо-родословного общества Игоря Сагнака, который держит большое хозяйство, разводит пчёл и занимается поиском и расшифровкой древних рукописей: «Вот вы ищете русского человека, но вы его нигде не найдёте. Вы можете его найти только в себе».

Ссыльный набатный колокол. Церковь Димитрия на Крови. Углич, Ярославская область
Ссыльный набатный колокол. Церковь Димитрия на Крови. Углич, Ярославская область

«Место красит человека»

Мышкин – село Учма – Рыбинск – Тутаев

Теперь машина времени переносит нас ниже по течению и ближе к ХХ веку. Дореволюционный Рыбинск – крупнейший в России центр торговли зерном, перегрузочный центр обширной Мариинской водной системы, столица бурлаков.  От этих времён в нынешнем Рыбинске осталось не так много. Но и немало. Архитектура благодаря усилиям пассионарных рыбинцев в буквальном смысле выплывает из небытия, куда город был погружён во время советского морока. Сейчас исторический центр Рыбинска восстанавливается: походите и посмотрите, как много здесь восстановленных фасадов зданий прошлого столетия. В большой степени это произошло благодаря всего одному человеку. Митя Кузнецов – музыкант. Он считает, что место красит человека, потому что тот меняется, когда вокруг красиво. Он добился сохранения и восстановления исторического облика города хотя бы на одной улице. Его усилиями День города, куда Митя приглашает народные коллективы и знакомит горожан с русскими традициями, был перенесён в исторический центр

Прогулка с Митей Кузнецовым (слева), фолк-музыкантом, композитором, который возвращает исторический облик центру города Рыбинск
Прогулка с Митей Кузнецовым (слева), фолк-музыкантом, композитором, который возвращает исторический облик центру города Рыбинск

Другой удивительный человек живет в городе Тутаеве. Не всякий знает, что историческое дореволюционное название города – Романов-Борисоглебск. Местные жители с гордостью за свою малую родину рассказывают, что город построен на семи холмах, на семи ключах и на семи оврагах. Ещё в XIV веке на левом берегу Волги возник город Романов, который основал князь Роман Ярославский. Намного позже, лет эдак через 100, на правом берегу русской реки встала знаменитая Борисоглебская слобода, где в XVII веке из камня построили роскошный храм Воскресения Христова. Переименовали город, как и водится, после революции – в честь погибшего здесь красноармейца.

Дом художников. Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск), Ярославская область
Дом художников. Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск), Ярославская область

Наверное, ничего этого долгое время не знала Лиля Славинская.  Она жила и работала в респектабельной Женеве. Но затем её мама – художница и путешественница Лилия Петровна Славинская – купила в Тутаеве разрушенный деревянный купеческий особняк, построенный в северном стиле в 70-х годах XIX столетия. Лиля поняла, что она вместе с мужем должна помочь его восстановить. И приехала. Сегодня она поделилась с подростками историей о том, как дом был поднят буквально из руин, после чего ему посчастливилось пережить свою собственную эпоху возрождения. Сегодня там «для людей культуры и искусства, любителей природы и старины» действует Дом творчества «Романово». На вопрос, что она потеряла и что приобрела, предпочтя Женеве Тутаев, Лиля ответила, что ничего не потеряла, а обрела свободу и смысл жизни.

Преображенско-Казанская церковь на левом берегу Волги бывшего города Романов. Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск), Ярославская область
Преображенско-Казанская церковь на левом берегу Волги бывшего города Романов. Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск), Ярославская область

– Экспедиция по небольшим городам на Волге – Мышкин, Рыбинск, Тутаев – открыла людей глубинки России, – поделилась участник экспедиции Татьяна Пучкова. – Они движимы любовью к человеку и месту, преобразующих пространство жизни человека созвучно утраченной в советские годы русской культуре. Мы увидели, что возрождение города может начинаться и с одного человека. Удивило, что наши подростки, соприкасаясь с таким опытом, ценят его, искренне откликаются и поддерживают.

«Валенки делали при полной темноте и наощупь»

Ярославль – Кострома – Плёс – Кинешма

Ярославль – один из старейших русских городов, основанный в XI веке. Он был местом пребывания царствующих великих князей. Поэтому особенно интересно было перенестись сюда, ко времени закладки города князем Ярославом Мудрым на мысе над Стрелкой, неподалеку от   языческого поселения Медвежий Угол. Сегодня осколки прежней жизни бережно собирают в Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Здесь артефакты народной жизни (например, пчелиные ульи, созданные ярославскими мастерами, копия копейки в натуральную величину и в натуральном весе и т. п.) складываются в мозаику прежней жизни, которую иногда можно потрогать руками. После экскурсии поневоле понимаешь, что дореволюционный быт даже простых людей сочетал в себе пользу и красоту.  «Как же это можно вернуть в нашу жизнь?» – задавались вопросом ребята.

Место слияния Волги и Которосли. Ярославль
Место слияния Волги и Которосли. Ярославль

Были и другие не менее интересные места и люди. Например, до похода в Дом-музей святителя Василия Кинешемского путешественники почти ничего о нём не знали. Оказалось, что музей – точная копия дома, в котором жил епископ Василий (в этом доме служили литургию). Подлинный дом был сожжён, чтобы замести следы кражи иконостаса. Удивительно и то, как после многих лет забвения память возродилась и появился музей. В создании музея епископа Василия помогла его духовная дочь.

В Кинешме экскурсовод Игорь Лебедев с гордостью поведал о том, что во время Великой смуты Россия не погибла именно благодаря этому небольшому городу: когда практически все окрестные города стали присягать на верность Лжедмитрию Второму, Кинешма сохранила своё достоинство: её сожгли дотла. Однако её гибель была подобна удару в огромный колокол, который пробудил русскую землю и русский народ, чтобы он смог оказать сопротивление захватчикам.

Дом-музей памяти святителя Василия, епископа Кинешемского. Кинешма, Ивановская область
Дом-музей памяти святителя Василия, епископа Кинешемского. Кинешма, Ивановская область

Кстати, здесь, в отстроенном заново городе, вплоть до революции четверть населения занималась изготовлением валенок, а к 1914 году местные умельцы делали спецобувь по заказу для русской армии. В местном музее валенок есть самые большие и самые маленькие валенки в мире. Но больше всего путешественников удивило, что мастера до сих пор верны традиции и старому способу изготовления русской обуви. Кстати, раньше валенки делали лишь при полной темноте и наощупь, чтобы не выдать технологию изготовления.

Картина «Город всеобщего благоденствия», художник Ефим Честняков. Костромской музей-заповедник
Картина «Город всеобщего благоденствия», художник Ефим Честняков. Костромской музей-заповедник

Волга-сказочница и бурлаки

Село Подвязье – Нижний Новгород – Городец

«Волга! Одна из значительнейших рек всего земного шара, величайшая из рек Европы, река-собирательница славянства, прекрасная волшебница, сотворившая из ничего наше поистине сказочное "царство-государство"...» – так начинается один из рассказов писателя, драматурга, певца Волги Евгения Николаевича Чирикова. С судьбой этого удивительного человека можно познакомиться в его музее, расположенном в двух небольших кабинетах «Высшей школы экономики», который создал потомок русского писателя – Михаил Александрович Чириков. Михаил Александрович стал продолжателем дела жизни своей матери, положившей начало собиранию семейной истории рода. Кого там только не было: и военные, и музыканты, и известный мореплаватель, и постельничий Ивана Грозного… Главный же герой музея – Евгений Николаевич Чириков – был разносторонним и открытым человеком. Писал романы и сказки, пьесы, был автором сценариев для первых русских немых кино. Множество его произведений проникнуты трепетной любовью к красоте Волги и её природе, людям, которые на ней жили. С болью он писал о революции, из-за которой вынужден был эмигрировать в Чехию. Там ему пришлось прожить много лет, и близкие вспоминали, как сильно он тосковал по Волге.

Реконструкция дома на улице Новой, волонтёрское движение «Том Сойер Фест». Нижний Новгород
Реконструкция дома на улице Новой, волонтёрское движение «Том Сойер Фест». Нижний Новгород

Волжане в целом, как оказалось, люди деловые, предприимчивые, работящие и творческие. Это видно из рассказов про бурлаков, которые подавались на эту работу на заработки, из прогулок по городу – какие резные фасады в Городце! И из общения с людьми современными, которые организовывают фестивали, открывают музеи (представьте себе музей, в котором вас обучают азам бурлацкого дела и даже выдают об этом сертификаты), преображают пространство вокруг себя. Одним из таких воплощений исконных волжских качеств стала для путешествующих усадьба Приклонских-Рукавишниковых. Утром через разрушенную арку въездных ворот солнце освещает бывший парадный вход, уголок парка и разбросанные вокруг кирпичи.

По дороге в усадьбу Приклонских- Рукавишниковых. Село Подвязье, Нижегородская область
По дороге в усадьбу Приклонских- Рукавишниковых. Село Подвязье, Нижегородская область

Усадьбу Приклонских-Рукавишниковых в селе Подвязье основали дворяне из семейства Приклонских, а затем она перешла в руки предприимчивых купцов Рукавишниковых, которые превратили её в сокровищницу архитектурной и инженерной мысли. После революции прежние хозяина оказались в изгнании, а усадьба стала переходить из рук в руки. Непростое время оставляло здесь свои следы, но в каком-то смысле ей везло: в ХХ веке здесь находились коммунальные квартиры, и хозяева кое-как поддерживали дом жилым. А вот в 90-е все разъехались. Буквально двадцать лет жизни без хозяев привели усадьбу в запустение. Именно такой – прекрасной и разрушенной – её увидела наша современница Жанна Потравко. Она влюбилась в это место и решила посвятить дальнейшую жизнь восстановлению усадьбы. И посвятила. Уже на протяжении почти двадцати лет Жанна живёт здесь с мужем и сыном и старательно придаёт этому месту первозданный вид. Дело продвигается медленно, но верно.

С Жанной Потравко, хозяйкой усадьбы Приклонских-Рукавишниковых. Село Подвязье
С Жанной Потравко, хозяйкой усадьбы Приклонских-Рукавишниковых. Село Подвязье

Если вы туда попадёте, обязательно познакомьтесь с сыном Жанны – Никитой. В свои семнадцать лет он активно помогает матери в восстановлении усадьбы. «Ты любишь свою Родину?» – спросили мы. Никита без тени сомнения ответил: «Конечно же, да».

Продолжение следует...

Елена Кудрявцева
Фотографии предоставлены участниками экспедиций
загрузить еще