«Между экзистенциальной и христианской психологией нет противоречий»

16 мая 2017
Так считают участники круглого стола «Экзистенциальный подход и христианская психология в современном мире: проблемы и перспективы»
«Между экзистенциальной и христианской психологией нет противоречий»

Круглый стол на тему «Экзистенциальный подход и христианская психология в современном мире: проблемы и перспективы» стал завершающим мероприятием в рамках международной научно-практической конференции «Человек в поисках смысла: философия, психология, религия», которая состоялась 5-7 мая на факультете психологии Российского православного университета (РПУ). 

Как соотносятся экзистенциальная и христианская психология? Можно ли провести четкую границу между ними? Имеет ли значение вероисповедание терапевта и пациента?  Эти и другие вопросы обсудили на круглом столе 7 мая ведущие российские специалисты в области христианской психологии и зарубежные участники: доктор психологии и медицины, президент Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа, президент Международной федерации психотерапии, профессор университетов Вены, Инсбрука и Москвы Альфред Лэнгле и доктор педагогики и психологии, руководитель Института развития функциональных систем мозга (Гамбург) Кристель Манске. 

Модератором круглого стола стал доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, завкафедрой общей психологии МГУ им. Ломоносова, научный руководитель факультета психологии РПУ Борис Братусь. В начале встречи он поделился своими наблюдениями о непопулярности, недостаточной востребованности как экзистенциальной, так и христианской психологии: «Мир идет мимо и не очень нас замечает». Альфред Лэнгле, который прочитал на конференции несколько лекций и провел мастер-классы, посвященные поискам смысла как одному из ключевых понятий экзистенциальной психологии, не согласился с оценкой Б. Братуся. По словам А. Лэнгле, в Австрии интерес к этому направлению психологии и психотерапии очень большой, все практикующие терапевты загружены, их даже не хватает. При этом к экзистенциальным психотерапевтам обращается много атеистов и агностиков: «Они бы не пришли, если бы я себя называл христианским терапевтом». 

Фредерика де Грааф, ведущий эксперт в области психологического сопровождения в паллиативной медицине, голландка, работающая в Первом московском хосписе, размышляла над словами профессора Братуся, исходя из слов своего духовного отца митрополита Сурожского Антония. Он говорил, что христианство непопулярно, потому что люди судят о нем по христианам: «Люди не уверовали из-за нас, они не видят в наших глазах свидетельства того, что Христос жив, …что Он, в первую очередь, наш Друг, Спаситель, а не Судья». Нельзя навязывать пациенту свои христианские убеждения, продолжила де Грааф, но если терапевт – христианин, его дело – «не говорить о Боге, но быть с Ним, сиять, по нему должно быть видно, как он смотрит на человека». «Если в верующем нет радости, все напрасно», – напомнила она слова своего духовного отца. 

«Христианский психотерапевт несет миссионерское служение, такая терапия очень хороша для тех, кто именно ее ищет, кто хочет, чтобы терапия соотносилась с Библией, с церковным учением», – продолжил А. Лэнгле. Однако большинство людей хотят работать со своими психологическими проблемами вне христианского контекста. С такими людьми «мы можем реализовать нашу веру через то, как мы говорим с людьми, в открытом любящем тоне, не упоминая Бога, хотя я верю, что Он присутствует между нами. Терапевту и пациенту в этом случае важно вместе переживать тишину и взаимопонимание», – сказал он. 

У Наталии Ининой, христианского психолога и психотерапевта, руководителя Центра практической христианской психологии, преподавателя МГУ и РПУ, много неверующих пациентов. «Ничто не мешает нам обсуждать с ними их проблемы. Нет противоречий между экзистенциальной психологией и христианской психологией – и та, и другая пытаются смотреть в глубину человека»,– сказала она. В формате мастер-класса она познакомила участников конференции с оригинальным методом «Работа с «внутренним ребенком». Психотерапия взросления», который (метод) родился из глубокого личного опыта терапевта. Именно на значении этого опыта Н. Инина сделала акцент: «Настоящий экзистенциальный и христианский терапевт – свидетель, он «свидетельствует собой». Он может вести человека туда, куда дошел сам, об этом говорил митрополит Антоний Сурожский. Сам терапевт должен соответствовать той глубине, которую он пытается открыть в другом человеке», – отметила Н. Инина. 

Доклад Кристель Манске на конференции назывался «От достоверности к истине». И на итоговом круглом столе она также сосредоточилась на приоритете «поиска истины» в работе психотерапевта. По словам Манске, она выросла в протестантской семье, но «вышла из Церкви», что было для нее «важным шагом в поиске истины». Это не мешает ей верить, что «Бог любит всех одинаково, это главный посыл любви к ближнему». Работая много лет с «особенными» детьми -- с синдромом Дауна, аутистами, СДВГ и др., Манске утверждает, что такие дети способны на безусловную любовь, что они – «всецело в любви». Для себя она определила «главное послание Христа» – «Будьте как дети». Кроме того, ее методики опираются на теорию советского педагога Л. Выготского, и Манске говорит: «Я люблю Выготского. Он любит детей, и мне все равно, во что он верит».  

Профессор Анатолий Кричевец уверен, что у экзистенциальной психологии и христианской психологии «много общего», однако «не все позиции совпадают», и было бы интересно разобраться в отличиях. Однако четкие границы на круглом столе не были проведены. «Экзистенциальная психология близка христианской психологии», – утверждает профессор Андрей Копьев. Он привел слова одного священника, который напутствовал христианских психологов: «Ваше дело – самаритянское». «Дай нам Бог быть милосердными самаритянами – быть рядом с человеком, чтобы он не оставался один», – так видит профессор задачу коллег. Проректор РПУ по научной работе Владимир Варава, выслушав участников конференции, сделал свой вывод о соотношении двух направлений психологии: «Экзистенциальная психология – тоже христианская, хоть она и не признается в этом». 

Юлия Зайцева

www.blagovest-info.ru
загрузить еще