Выраженное на высоком уровне сомнение в существовании Ада привело в смущение и христиан, и атеистов
Накануне самого главного христианского праздника — Пасхи папа Франциск заявил, что Ада не существует. Именно об этом написал на первой полосе газеты La Repubblica основатель издания Эугенио Скалфари. На вопрос журналиста о том, куда отправляются после смерти «души плохих людей», папа Франциск ответил: «Они не наказываются. Тот, кто падет в раскаянии пред Господом, получает Его прощение и занимает свое место в рядах достойных зреть Господа, а тот, кто не раскается и не может быть прощен, исчезает. Ада не существует, существует лишь исчезновение грешных душ».
Это заявление вызывало настоящий шквал эмоций. Возмущались не только добропорядочные католики, даже в большей мере возмущались светские СМИ, говоря о том, что папа посягнул на основу основ.
— Сегодня папа зачастую пытается продвинуть религию через решение светских проблем,— пояснил «Огоньку» руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.— В этом нет ничего плохого, это объективная реальность. Но нужно быть готовым к тому, что если кто-то, будучи папой или патриархом, вторгается в пространство светской жизни, то его будут воспринимать не как воцерковленного человека, а как политика. И за свои промахи он будет получать по полной программе. К этому был готов один человек — папа Иоанн Павел II, но он был скорее исключением.
По словам эксперта, возможно, замечание о том, что не существует Рая, вызвало бы меньше возмущения, потому что вера в Рай ни к чему не обязывает, а Ад заставляет испытывать привычный страх перед наказанием.
К тому же упразднение места, где есть вечные страдания, судя по всему, вызывало досаду: подсознательно Ад для современного человека выступает неким гарантом справедливости, уж там-то наконец все плохие люди будут по-настоящему наказаны.
— Франциск в целом выступает необычным для папы образом,— поясняет «Огоньку» директор Центра социокультурных проектов РГГУ Алексей Юдин.— Он общается не через прямые директивы, а через приглашение к диалогу. В отличие от предшественников и прежнего понтифика он не ставит себя на позицию верховной инстанции в суждениях. Скорее высказывания папы характеризуют его как миссионера. Это присуще ему как иезуиту, о чем не стоит забывать: для иезуитов традиционно важно распознавание того, что представляет собой то или иное явление.
Да, современный папа Франциск активно общается со СМИ, причем в первую очередь со светскими, и католики до сих пор не очень понимают, как воспринимать эти интервью.
— Есть традиционные сборники, поучения папы, с ними все понятно,— говорит Алексей Юдин.— А есть книги. В конце марта вышла новая — «Бог молод». Это тоже интервью. Провоцирующая книга. Адресована молодежи и одновременно пожилым людям. Суть в том, что нашу лишенную родства культуру спасут молодые пророки и пожилые мечтатели — только благодаря им вместе сложится гармоничная картина мира. Такой вот взгляд...
Между тем официальный Ватикан очень быстро выпустил опровержение публикации La Repubblica про Ад, заявив, что журналист ложно понял и истолковал слова понтифика, сказанные им в личной беседе. Но что именно сказал святейший, не указал. Так есть Ад или Рай? Оказалось, что это один из актуальнейших вопросов для современного человека.
В римско-католическом Катехизисе, написанном в 1992-м году, говорится, что «ад» — это состояние окончательного самоисключения из общения с Богом, и он существует вечно.
Так что католики все дальше уходят от представления об Аде как некоем месте, описанным Данте, к аду как состоянию.
— Но в целом ни католичество, ни православие не разработали подробного учения о том, что ждет нас после смерти,— поясняет «Огоньку» член Межсоборного присутствия РПЦ, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского православно-христианского института Давид Гзгян.— И в этом есть своя логика, потому что христианство в принципе не об этом. Первым христианам загробная жизнь в какой-то мере была не интересна, им было важно засвидетельствовать своей жизнью готовность к воскресению. Потому что если мы не верим, что Христос воскрес, то абсолютно все другие религиозные представления в том числе об Аде или Рае, а также все действия, включая пост и посещение храма, лишены смысла.
Тем не менее вера жителей России в существование загробной жизни, в Ад и Рай только крепнет. Что следует из недавнего исследования «Левада-центра». Социологи отмечают, что за последние 10 лет россияне стали чаще верить в жизнь после смерти (33 процента против 42) и в то, что умершие родственники обладают способностью влиять на живущих (28 процентов против 38 соответственно). При этом вера в остальные «сверхъестественные» позиции существенным образом не изменилась.
Эксперты утверждают, что представление об Аде как о месте, где грешники так или иначе наказываются,— архетипическая страшилка, которая свойственна дохристианскому языческому сознанию и существует во многих верованиях — от верований языческих викингов до представлений древних египтян. Можно сказать, что она в какой-то мере естественна для человека и поэтому настойчиво всплывает в массовом сознании сквозь все культурные слои.
Вот и теперь всплыло...
Нежданный ренессанс
Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН
Вся эта ситуация с бурной реакцией на заявления папы Франциска говорит о том, что религия в современном мире играет все большую роль. Причем как в личной жизни человека, так и в политической. В России, кстати, похожий эффект произвели слова патриарха Кирилла о том, что нужно готовиться к концу света.
Как ни удивительно это звучит, но такова нынешняя реальность: для современного человека в нынешней геополитической ситуации проблема отношения к Церкви, к религии в целом оказалась важной. Причем более актуально это для Восточной Европы и России, где, судя по глобальным опросам Pew Research Center, важность религии для людей растет. Указана и причина: это неотрывно связно с представлениями человека о своей идентичности, истории, культуре.
Примечательно, что подобные настроения опережают практические религиозные навыки. То есть люди осознают важность религии, но при этом в церковь не ходят и не очень представляют суть веры. Они вырывают из богословского контекста то, что им кажется близким, что, по их представлениям, лучше рисует будущее: хотят рая, хотят, чтобы была загробная жизнь, но не хотят думать о конце света (в России, например, в загробную жизнь верит намного больше людей, чем в таинство Воскресения).
В последние годы обозначился и еще один тренд: религиозный фактор активно используется в политике.
В США, например, во время недавней президентской кампании именно этот фактор принес Трампу немало очков: его поддерживали консервативные Церкви, а постоянная апелляция к традиционным христианским ценностям привлекала электорат. Доходило и до «уличной фазы»: сторонники Трампа, представляющие католическо-протестантские направления, соперничали (иногда вплоть до потасовок) с акциями сторонников Клинтон, представлявших антирелигиозные движения.
Интересная деталь: последние опросы значимых ценностей для молодежи в Европе показывает, что верующих среди них в целом не так много, но при этом как среди католической, так и среди православной и англиканской молодежи число практикующих верующих намного больше, чем в остальном обществе. Даже в Чехии, которая на сегодняшний день является самой атеистической страной в Западной Европе (10 процентов практикующих верующих у взрослых), молодежная доля составляет 24 процента. Выражаясь бюрократическим языком, это серьезный «задел на будущее». А как иначе такую тенденцию истолковать?
Контуры преисподней
История знает немало попыток художественно представить ад. Вот наиболее оригинальные из них
Грехопадение кругами
Конструкция ада в «Божественной комедии» Данте Алигьери (начало XIV века) стала каноном, которым в последующие столетия вдохновлялись писатели, художники, музыканты и так вплоть до деятелей современной массовой культуры. Дантов ад имеет вид огромной воронки из девяти концентрических кругов, сужающейся к центру земли. Каждому кругу соответствуют свой грех. Принцип конструирования подземного царства по видам греха восходит к Аристотелю, однако Данте выстроил строгую и ясную иерархию: от первого круга, где «безболезненно скорбят» не познавшие истинного Бога, до девятого, где несут кару вмерзшие в лед предатели.
Взломщик границ
За визионерство при описании ада английского поэта и художника Уильяма Блейка называли и безумцем, и еретиком. Под конец жизни он взялся за создание гравюр по мотивам поэмы Данте, по сути, вступив в заочный спор с итальянским классиком. Свое видение преисподней Блейк излагал и до этого — в раннем сочинении «Бракосочетание рая и ада» (конец XVIII века). В нем он описывал геенну огненную как пространство, где «царит атмосфера духовной свободы». Блейк считал ошибочным присущее христианству деление на разум и страсти, душу и плоть, добро и зло. Ад, по его версии, имеет «целебный эффект», открывая человеку бесконечность.
Вниз и обратно
Своеобразная модель преисподней представлена в трактате русского писателя, философа Даниила Андреева «Роза мира» (1958). В основе книги, как считается, «мистические озарения», посетившие автора во время почти 10-летнего пребывания во «Владимирском централе» (он был осужден за «антисоветскую деятельность»). Андреев описывает сложную космологическую концепцию, породившую множество толкований. В ней фигурирует и ад, только под разными названиями (инфракосмос, нисходящие миры, миры возмездия), который, как и у Данте, отличает многоуровневость. Ад по Андрееву не вечен: спасение души возможно даже из самых его глубин.
брифинг
Пантелеимон (Шатов), епископ Смоленский и Вяземский
Верующий человек относится к смерти двояко. С одной стороны, первые христиане писали на могилах: «Радуйся!», воспринимали смерть как конец земных мучений, торжество. С другой стороны, в смерти есть, конечно, и скорбь, и ужас. Ведь Христос плакал у гроба своего друга Лазаря... Воскресение после смерти — тайна. Как человек воскреснет? В каких телах будут люди? Кто-то предполагает, что все будут одного возраста. А может быть, тело будет соответствовать состоянию души человека.
Источник: Фома.Ru
Иеромонах Кирилл (Зинковский), преподаватель СПбДАиС
Отцы Церкви учат, что геенна уготована не для людей, а для укоренившихся во зле духов. Современный греческий богослов митрополит Иерофей Влахос вообще говорит об отсутствии в учении Православных Отцов понятия о тварном аде. Они упоминают и о тонких, духовных, «внешних» рае и аде, но основное внимание обращают на «внутреннее» происхождение состояния, что ждет человека. Души, потрудившиеся над очищением от страстей, испытывают на себе просвещающее действие Божественной благодати, а не соизволившие потрудится,— действие опаляющее.
Источник: Богослов.ру
Святослав Шевченко, священник Благовещенской епархии
Освящение машины не защитит от ДТП, если ты нарушаешь правила дорожного движения. Если освятить машину с пустым бензобаком, она не заведется. Мы обращаемся к Богу с молитвами, но освящение не отменяет человеческого фактора, не отменяет и поломок. Мы крестим людей и не гарантируем, что они попадут в рай, венчаем и не говорим, что они точно не разведутся,— это уже зависит от людей. Есть идея соработничества человека и Бога.
Источник: «РИА Новости»
Материал подготовили Елена Кудрявцева, Мария Портнягина
www.kommersant.ru