Мать Мария: Церковь будущего

30 декабря 2011
27 декабря прошла международная конференция, приуроченная к 120-летию со дня рождения преподобномученицы Марии Парижской.

27 декабря в доме Культурно-просветительского центра «Преображение» прошла международная конференция «Духовное наследие матери Марии (Скобцовой). Настоящее и будущее Церкви». Организаторами конференции также стали Преображенское братство, Русское студенческое христианское движение и Свято-Филаретовский православно-христианский институт.

Богослов, философ, поэт, публицист, художница – все эти определения лишь в неполной мере дают представление об одаренности матери Марии. Она много размышляла о «новом возрождении церкви», о его подлинных и ложных путях. В возрождении в церкви соборно-личных и богочеловеческих начал, в «выращивании соборного организма» она видела основную задачу объединения «Православное дело». «Мы здесь являемся некоей лабораторией для России», – говорила она, призывая «молитвой окружить все пути русского творческого духа». Мать Мария прозревала эти пути и молилась о будущих духовных движениях России, которые будут способны воспринять и продолжить дело церковного возрождения.

Именно эта сторона духовного наследия м. Марии – настоящее и будущее Церкви, пути её возрождения – стала центром обсуждения на конференции.

Открывая конференцию, о. Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства и ректор СФИ, поприветствовал всех присутствующих и выразил уверенность в том, что память о матери Марии живет в церкви, а сама преподобномученица становится для нас, по мере того, как мы знакомимся с ее наследием, все более близкой и дорогой. О. Георгий подчеркнул: «Мать Мария для всех нас человек знаковый, она не просто осуществила свое служение, она открыла новые пути, открыла по-новому этому миру Церковь … Она заново показала, что может сделать в Церкви человек, настроенный жертвенно, действующий с большой любовью. Она заново открыла образ диаконисы в церкви». Он указал, что ранее в Русской церкви были удачные попытки восстановления чина диаконис – например, великая княгиня Елизавета Федоровна, которая также была канонизирована Православной церковью. По словам о. Георгия, «соединение всего лучшего, что было накоплено иноческой и монашеской традицией, созерцательной и деятельной, с современными потребностями жизни церкви и мира, этот новый яркий синтез смогла осуществить мать Мария. Она была добрым плодом нашей русской истории, расцвела и открылась, находясь в особой атмосфере жизни – в эмиграции… Но она плоть от плоти русский человек, человек, которым может гордиться Русская церковь, без которого невозможно уже представить себе историю Православия XX века».

С докладом «"Религиозное свободное творчество": историософия матери Марии и «Православное Дело» на пороге третьего тысячелетия» выступила Татьяна Викторова – доктор филологии, доцент Страсбургского университета. Говоря о творчестве матери Марии, докладчица охарактеризовала её как пламенного человека: её статьи всегда вызывали бурную полемику среди эмигрантов, она никогда не боялась вступать в дискуссии, утверждая, что истину можно обрести только «в совместном поиске, в ходе общего интеллектуального и духовного напряжения».

Так, по воспоминаниям современников, ее статья «Испытание свободой», в которой она пишет о церкви в эмиграции, независимой от государства, вызвала бурные споры: «Христос нас испытывает тем, сумеем ли мы в неприемлемых условиях, в немощах, в нашей страшной свободе найти Его там, где и не думали раньше искать». Даже Н.А. Бердяев в своей статье памяти матери Марии пишет ровно обратное: «Атмосфера эмиграции была очень неблагоприятной для какой бы то ни было творческой деятельности». Для матери Марии духовная свобода эмиграции – это «реальная свобода действий и иначе построенные неиерархические отношения, оставляющие место для равноправной дискуссии». Как отметила Татьяна Викторова, спор, диалог у нее становятся одними из ярких проявлений соборности, которые означают «не повторение знакомых лейтмотивов, но способность совместного гармоничного звучания многих и разных голосов».

Пророческому видению матери Марии настоящего и будущего Церкви был посвящен доклад Лидии Крошкиной – преподавателя СФИ и РГГУ, исследовательницы наследия матери Марии. По словам докладчицы, размышляя о судьбе Церкви, мать Мария отмечала, что несмотря на незыблемость нашей веры в Церковь, человеческое вмешательство порождало в истории два явления, которые искажали и искажают ее путь: «гонения и покровительство церкви – два бича Божьих». Особенно мать Мария обрушивается на покровительство церкви, оказываемое государством: «Оно медленно внедряет в церковную жизнь нецерковные понятия и подменяет ими Христа. Это привело к отравленности церковного организма, его окостенению, умалению жизни и подвига, к тому, что количество язычества затопило христианское качество». Но главный соблазн в истории церкви мать Мария видит не во внешней, а во внутренней ее жизни. Он заключается в том, что христианство становится религией лишь личного спасения. В связи с этим образ будущей церкви видится матерью Марией как «братство, как подлинно живой, соборный организм, осуществляющий внехрамовую литургию, проецируемую из Церкви в мир». Но, как это всегда бывает в пророчествах, образ будущего как бы раздваивается, так как зависит и от человеческой воли, от человеческого выбора. В статье «Картина мира» мать Мария говорит: «Или через покаяние и очищение безбожное человечество вернется в Отчий дом, и засияет эпоха подлинного христианского возрождения, и оно почувствует себя богочеловечеством, или же на долгие поколения мы обречены власти зверя, человекобога, новой и страшной идолопоклоннической религии. Третьего не дано. Но вероятнее, что осуществится второе».

Возможность созидания новой жизни церкви мать Мария видела в эмигрантской среде, свободной и от гонений, и от покровительства государства. Она даже формулирует новом послушании, новом пути милосердия и благотворительности, новой аскетике и новом творчестве.

Наталья Ликвинцева, канд. философских наук, старший научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А.И.Солженицына, в докладе «Церковь жертв: свидетельство матери Марии» в качестве основного условия возрождения церкви выделила обретение нами солидарности с «церковью жертв» – миллионами «убитых задешево», погибших в XX веке при нацизме и советской власти. И соединить нас может только такая попытка солидаризироваться с теми, кто вне нашего круга, подобными тем, кому жертвовала свою жизнью мать Мария – обездоленным и нищим в эмиграции, униженным и беззащитным в концлагере. «Богословие жертвы», разворачиваемое матерью Марией, парадоксально, предельно. Кроме предписанного каждому христианину сыновьего пути подражания Христу в несении собственного креста, мы еще призваны к подражанию Богородице: «Крест ближнего должен быть для души мечем, должен пронзать, ибо она должна соучаствовать в судьбе ближнего, сочувствовать, сострадать. Только так можно родить в своей душе Христа: сквозь накипь греха добраться до образа Божьего в человеке и помочь ему просиять в нем… Это усиленная жертва – не просто полная самоотдача пути Христа, но и ранящее принятие чужих крестов, это беспрерывное распинание себя в каждой человеческой встрече». Такое «богословие жертвы» ярко раскрывается в поздней поэме матери Марии «Духов день».

Анна Шмаина-Великанова, доктор культурологии, доцент РГГУ и СФИ, в докладе «Еврейский вопрос матери Марии», напомнив присутствующим о деятельности преподобномученицы по спасению евреев от нацистов во время II Мировой войны, подчеркнула, что Церковь будущего – «гонимое сообщество, это церковь, у которой ничего нет, которую мир ненавидит так, как нацисты ненавидели евреев, которая живет сообразно с тем, что сказано в самых ранних христианских текстах – пусть тебя гонят, ты не гони, тебя распинают, ты благословляй».

С докладом «Мать Мария:  аскетика эстетизма» выступил Александр Копировский – ученый секретарь СФИ, профессор, канд. педагогических наук. Александр Михайлович рассказал присутствующим о результатах анализа той области творчества матери Марии, о которой не упоминали предыдущие докладчики – ее стихи, живопись, вышивки, отметив, что ранее её произведения ещё не стали предметом исчерпывающего исследования. По мнению докладчика, мать Мария, благодаря «аскетическому кеносису», смогла, восприняв старые формы эстетики Серебрянного века, избежать стилизации и наполнить их новым содержанием, адекватным тому страшному времени массовых страданий, в которое она жила.

После конференции состоялся вечер памяти матери Марии, во время которого был частично показан документальный фильм о матери Марии и парижских местах ее служения. Затем участники и гости вечера рассказывали о встречах с теми, кто был лично знаком с матерью Марией, ее близкими и друзьями. В заключение присутствующие выразили надежду, что близок тот момент, когда имя матери Марии (Скобцовой) будет внесено в святцы Русской православной церкви, поскольку ее жизнь была примером настоящего христианского подвига.

После фильма и обсуждения вниманию гостей и участников конференции была представлена постановка мистерии матери Марии «Анна». Спектакль произвёл на всех огромное впечатление.

Мать Мария (Скобцова)
Мать Мария (Скобцова)
Т. Викторова, свящ. Георгий Кочетков, Л. Крошкина
Т. Викторова, свящ. Георгий Кочетков, Л. Крошкина
Т. Викторова
Т. Викторова
Л. Крошкина
Л. Крошкина
А. Копировский, Н. Ликвинцева, Т. Викторова
А. Копировский, Н. Ликвинцева, Т. Викторова
Справа: А. Шмаина-Великанова
Справа: А. Шмаина-Великанова
А. Копировский
А. Копировский
Спектакль "Анна"
Спектакль "Анна"
Мать Мария (Скобцова)
Мать Мария (Скобцова)
 
Дарья Макеева
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще