Мария Гатчинская о средстве от тоски

27 февраля 2017
В петербургском Культурно-просветительском центре «Покровский остров» прошел предпремьерный показ документального фильма «Избранница Христова. Святая Мария Гатчинская»
Мать Мария Гатчинская
Мать Мария Гатчинская

По просьбе Свято-Петровского братства авторы фильма – церковный историк Виктор Васильев и кинорежиссер Марина Алимпиева-Маевская – специально приехали 22 февраля в Культурно-просветительский центр «Покровский остров» на Канонерской улице показать фильм и пообщаться со зрителями. До этого зритель мог увидеть его всего один раз в самой Гатчинской епархии. Главная премьера еще впереди – она состоится в марте в Свято-Духовском центре Александро-Невской лавры.

Марина Алимпиева-Маевская, Виктор Васильев
Марина Алимпиева-Маевская, Виктор Васильев

Несмотря на то, что одной из трудностей создания фильма Марина Алимпиева-Маевская назвала то, что Виктор Васильев «очень много знает о святой Марии Гатчинской», в фильме действительно многое удалось показать из собранного в течение многих лет обширного исторического материала. Еще десять лет назад Виктор Васильев был секретарем комиссии по обретению мощей Марии Гатчинской (1874-1932) и уже тогда занимался изучением ее жизни.

Целью фильма было показать настоящую, нелубочную жизнь святой, описать ее жизнь, особенно последних пятнадцать лет, проходивших при советской власти. Именно в эти годы Лидия Лелянова (будущая мать Мария) принимает монашество по благословению митрополита Петроградского Вениамина. Становясь все более и более неподвижной (из-за болезни в конце жизни она была полной «недотрогой», как сама называет себя в письмах – любое движение и прикосновение приносило ей нестерпимую боль) – Мария Гатчинская становится центром Иоанновского евангельского кружка, состоявшего из нескольких девушек.

Круг общения матери Марии был достаточно широк – одно время она принимала в день по несколько десятков человек. Среди ее посетителей – архиепископ Димитрий (Любимов), священномученик протоиерей Викторин Добронравов, священник Алексий Кибардин, монах Варсонофий, служивший в Федоровском соборе Царского Села, архимандрит Лев (Егоров), его брат Гурий (будущий митрополит) и другие. Многие из посетителей матери Марии позже приняли мученическую кончину.

Ради чего все эти люди ехали к недвижимой монахине за город в советское время? Профессор Иван Михайлович Андреевский, побывавший у нее в марте 1927 года и получивший духовную помощь, описывал это так: «Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший после смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая. И таких людей были не десятки, а многие и многие сотни».

Канонизация матери Марии Гатчинской, проходившая в 2006 году, имела особое значение не только потому, что святая была одним из центров духовного общения в Ленинградской епархии в то время. Важно и то, что она была иосифлянкой – духовной дочерью митр. Иосифа (Петровых), не принявшего компромиссную позицию митр. Сергия (Страгородского) о лояльности к советской власти.

Фильм не только знакомит с историей жизни Марии Гатчинской, но и передает атмосферу тех лет благодаря включению сцен реконструкции истории, когда современные актеры иллюстрируют те или иные эпизоды из жизни святой.

Больше часа создателей фильма не отпускали после показа – расспрашивали о трудностях создания фильма (оказалось, что к съемкам привлекали практически друзей и знакомых авторов, которые поддержали их желание рассказать о матери Марии широкому зрителю), о новых исторических находках в ходе исследования, интересовались дальнейшими планами в отношении увековечения памяти как матери Марии, так и других верующих, пострадавших в годы советских репрессий. 

Многим понравился подход авторов, выраженный Виктором Васильевым: «Мы хотели, чтобы этот фильм не вызывал ни в коей мере магического отношения к святой, а наоборот – рассказал о той жизни христиан, которая важна и для нас сегодня».

Мария Гатчинская умерла в тюремной больнице в апреле 1932 года. Сам арест, когда больную монахиню, грубо схватив за руки и за ноги, бросили в грузовик автомобиля, и дальнейшее ее пребывание без должного ухода наверняка причиняли матушке тяжелые физические страдания. В тюремной больнице она не прожила и двух месяцев.

Однако главным впечатлением от просмотренного фильма и разговора с авторами, пожалуй, было ощущение поистине Христовой радости, с которым жила сама мать Мария, ухаживавшая за ней сестра Юлия, люди, которые ее знали и помнили. По сей день в Петербурге живет Александра Белавская, видевшая монахиню, будучи маленькой девочкой. И хотя Александра Петровна, в отличие от своей старшей сестры, не помнит никаких деталей встречи с матерью Марией, она удивительно ясно передает этот дух радости и бодрости, присущий святой.

Виктор Васильев, который является бессменным секретарем Гатчинской епархиальной комиссии по канонизации святых, рассказал, что они не остановятся на создании фильма. Теперь в их планах – установление памятного знака на месте деревянного дома, в котором последние десятилетия проживала мать Мария.

Слова матери Марии Гатчинской о покаянии особенно весомо звучат сегодня, в год 100-летия начала Русской катастрофы. В ответ на признание Ивана Андреевского на одолевавшую его в течение нескольких недель тоску, от которой он не знал, как избавиться, она ответила: «Тоска есть крест духовный, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, то есть после покаяния впадают в прежние грехи… А потому – только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое душевное страдание: надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или – со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния… А ведь какое это великое утешение сознавать, что тоска твоя есть… подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов… От мысли этой – в умиление прийти надо, а тогда – тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся…»

Анастасия Наконечная


Фото Игоря Хмылева
загрузить еще