Люди свободного действия

18 ноября 2014
Так называлась Международная научно-практическая конференция, которая в октябре прошла в Москве. У этого названия было и продолжение: «Неожиданные пути возрождения человека и общества»

Историю не делят на «патриотическую» и остальную

Уже только по названиям мест, откуда приехали участники конференции, можно судить о ее представительстве: города Санкт-Петербург, Тверь, Ярославль… Еще в гостинице, куда все только-только прибыли, одни шумно приветствовали друг друга: встречались на прошлых конференциях, другие знакомились. Ко мне подходит незнакомая женщина: – Вы ведь из Яренска? Я вас знаю! Вы выступали на конференции в Архангельске в прошлом году, а еще про ваш район и про то, какая ведется работа по изучению истории тех лет и сохранению памяти, много говорили этим летом на выставке «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Русском Севере в ХХ веке» на Соловках.

Надо сказать, что и сама выставка (а Соловки стали двадцатым населенным пунктом, где она работала), и то внимание, которое ее организаторы проявляют к истории, у многих побудили интерес к ее драматическим страницам. Примером тому – Первая мировая война. В культурном центре, где проходила конференция, солдатам той войны посвящалась замечательная фотовыставка, собранная по семейным альбомам.

Об исторической памяти, признавая ее созидающей, а не разрушающей общественной силой, говорилось на исторической секции конференции: – Историю прошедшего века нельзя делить на «патриотическую» и остальную. Почему к таким «непатриотическим» мы относим Первую мировую войну, обозначив ее как «империалистическую»? Почему мы не вспоминаем о жертвах еще одной забытой государством войны – финской? Такие вопросы звучали не случайно: на секции собрались руководители и представители отделений общества «Мемориал» из разных регионов страны, и те, кто занимается исследованием истории самых разных событий ХХ века.

—Каждому исследователю тех или иных исторических событий всегда приходится выбирать между властью, обществом и «чистой наукой», – говорил профессор кафедры гуманитарных наук академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, учредитель Вольного исторического общества Константин Морозов. – И такой выбор во многом зависит от позиции человека. Независимо от того: он – профессиональный историк или краевед.

«Последний адрес»

Эти слова можно отнести не только к тем, кто посвятил себя исследовательской деятельности. Если взять такой необычный проект сохранения памяти тех, кто пострадал от политических репрессий, как «Последний адрес», то участником его может стать каждый желающий. Суть его проста. Обществом «Мемориал» собран большой материал о тех, кто подвергался арестам по политическим статьям Уголовного кодекса, кто провел годы жизни в лагерях ГУЛАГа.

Материалы эти в большинстве своем пока хранятся в архивах «Мемориала». Без дела не лежат, по ним работают десятки исследователей. Но важно и другое: люди должны знать правду о тех событиях, знать имена тех, кто прошел скорбным путем «врагов народа».

О судьбах многих из них известно совсем немного: в каких лагерях находились, когда погибли, где похоронены. Но известны адреса, откуда уходили попавшие под арест, уходили чаще всего безвозвратно. Так возникла идея обозначить эти адреса небольшой металлической табличкой на доме с очень простым текстом: имя и фамилия проживавшего здесь человека, дата его ареста, дата реабилитации.

Проект находится в самом начале реализации, но только в столице он уже привлек внимание более трехсот москвичей, готовых включиться в него. Нашел поддержку «Последний адрес» и в других местах.

—Уверен, таких людей будет гораздо больше, – считает автор проекта Сергей Пархоменко. – Это и есть люди свободного действия, которые не по указке сверху и не по обещанию высокой зарплаты, а только по зову сердца идут на то, чтобы имя человека, прошедшего через такие страдания, не оказалось забытым.

Профессия – волонтер

О тех, кому и посвящалась конференция, о людях свободного действия, или, как называли их здесь – волонтерах, говорилось и на других секциях, где обсуждались вопросы культуры, образования, милосердия.

Но основной разговор состоялся на пленарных заседаниях. Своим опытом развития волонтерского движения делились венгры. Итальянцы приводили примеры того, как с помощью большой массы добровольцев в стране удается даже вести борьбу с мафиозными группировками.

А как же у нас, в России? Особенно поразил всех рассказ москвички Анны Баскаковой, которая два года назад, когда вокруг столицы горели леса, с помощью Интернета собрала по всему городу добровольных пожарных, и таким объединенным отрядом они выехали тушить пожары.

Были сначала и трудности: надо было осваивать навыки борьбы с огнем, да и профессиональные пожарные, с которыми работали плечом к плечу, поначалу подозрительно посматривали в сторону неожиданных помощников. Но это было сначала…

Причем профессия Анны Баскаковой была далека от того, чем ей приходилось заниматься в роли волонтера. В программе конференции ее «должность» обозначалась более чем необычно – «искусствовед, пожарный-доброволец».

—Но сейчас пожаров нет, – допытывались из зала, – значит, и вашего отряда больше не существует.

—Отряда нет, – соглашалась она, – но за время работы я обрела столько надежных и отзывчивых на беду людей, что если понадобится сделать что-то нужное, они соберутся по первому зову.

Об истории да пинежским говорком

Об одном из тех, кого на конференции называли людьми свободного действия, я расскажу чуть позже. Сначала о том, что у столичного форума была и обратная сторона: на высказывание своих суждений у тех, кто приехал из других мест, а тем более на обмен опытом, времени явно недоставало.

Да и на объявленном вечере презентаций, где, казалось бы, появилась возможность рассказать о том, чем каждый занимается на местах, действовали жесткие временные рамки. И только единственный раз ведущий вечера не решился напомнить о регламенте, потому что зал просто не позволил бы прервать это выступление на полуслове. Да и не выступление это было вовсе, а настоящий мини-спектакль.

Нина Нетесова, организатор и хранитель замечательного школьного музея в деревне Ваймуша Пинежского района, предстала перед профессорами и докторами наук в наряде, который был так привычен для крестьянок Пинежья.

О себе рассказ у нее был краток: работала в Ваймушской школе, преподавала местным мальчишкам и девчонкам литературу и русский язык. Было еще одно увлечение с детства – история. С годами собирались одно к одному немудреные предметы деревенского была. Когда дома стало тесно, отвели сначала под школьный музей комнатку в школе.

Не стало хватать ее – более тысячи экспонатов, собранные за долгие годы, бережно перенесли в старинный двухэтажный дом. Вышла на пенсию, а хлопот не убавилось.

В школьном музее Нина Нетесова сейчас и педагог дополнительного образования, и хранитель, и экскурсовод, и истопник. А еще мастерица сочинять. Не стихи и даже не истории – сказы про своих земляков. Про то, как деревенские женки отправились в лес по малину да повстречались с медведем. Про то, как уж очень хотелось молодой девушке нарядный сарафан купить...

Для того, чтобы заработать денег на такую покупку, пустилась пинежанка в столичный город Петербург…

Эти сказы прозвучали уже после того, как завершилась программа конференционного дня и участники ее собрались у столов с горячим чаем. Пинежскую мастерицу слушали все, стараясь лишний раз не звякнуть чайной чашкой. И только переводчицы торопливо, вполголоса старались хотя бы обычной речью пересказать то, о чем ведет речь эта удивительная женщина.

Олег Угрюмов
pravdasevera.ru
конец!