28 сентября в рамках XXI международной конференции «Служение Богу и человеку в современном мире» состоялся семинар трех малых братств Преображенского содружества на тему «Служение Богу и Церкви как смысл братской жизни».
Какое братство можно назвать служащим? Все ли верующие призваны к служению? Какие пути обретения служения в братстве существуют? На эти и другие вопросы пытались ответить представители Свято-Андреевского, Иоанно-Богословского и Вознесенского малых братств, а также гости конференции. То, что дискуссия будет непростой, стало понятно сразу. Во вступительном слове ведущие Дмитрий Гасак, председатель Преображенского содружества малых православных братств, и Андрей Акимов, председатель Иоанно-Богословского малого братства, отметили, что нужен не теоретический разговор, не только интеллектуальные усилия, но, в первую очередь, усилия духовные, поскольку тема семинара связана с самой сердцевиной христианской жизни, с самим Евангелием.
Первый докладчик Михаил Лукин (Иоанно-Богословское братство) рассмотрел опыт Преображенского братства и попытался выделить признаки служащих братств. К ним он отнес: наличие в братстве общин, наличие в них всерьез служащих людей, которые ведут активную миссионерскую и катехизаторскую деятельность, а также братьев и сестер, несущих ответственность за братство. При этом в служащем братстве всегда воплощается принцип служения большему, и такое братство активно являет себя вовне.
В следующем сообщении «Все ли призваны к служению? Может ли неслужащий человек быть членом братства?» Анатолий Кравченко (Вознесенское братство) описал отношение людей к служению, а точнее, к самому понятию «служение».
В своем докладе на тему «Пути к служению: исполнение слова Божия, общинно-братская аскетика и духовное образование», Александр Копировский (Свято-Андреевское братство) отметил, что многие люди встают на тупиковый путь пассивного ожидания, как девушка, желающая выйти замуж, но не выходящая из дома и даже не подходящая к окну или наоборот – выбирают служение как слишком разборчивая невеста. Напомнив евангельскую истину о том, что Царствие Небесное берется усилием, Александр Михайлович предложил три аспекта «употребления усилия» на пути к обретению служения: исполнение слова Божия, общинно-братская аскетика и духовное образование. Говоря об исполнении слова Божия, докладчик сказал:
– Пока человек добротно живет «по-человечески» или даже по заповедям Ветхого Завета, он никогда не будет служить, он будет только помогать. В Евангелии нет «программы по обретению служения». Наоборот, там человек, услышав призыв, сразу переходит в разряд служащих. Потому что служить может только человек свободный, а евангельское благовестие освобождает. Для этого надо услышать Христа, услышать благовестие как целостность, а не как перечень конкретных шагов. Служения не надо ждать, не надо выбирать, его можно только исполнять.
В качестве примера Александр Михайлович привел эпизод из жизни Н.Н. Неплюева, который именно так прочитал Евангелие, и, осознав, что люди вокруг него не исполняют его, не стал осуждать их, но сам попытался построить жизнь по-евангельски. При этом исполнение слова Божия невозможно без общинно-братской аскетики и, как подчеркнул докладчик, существенно затрудняется без духовного образования.
При обсуждении докладов прозвучала мысль о том, что ответ на вопрос «Является ли братство служащим?» в первую очередь адресован лично сердцу каждого братчика, потому что при общей христианской жизни невозможно поступиться ни одним человеком. Важно честно признаться себе, готовы ли мы служить или являемся «гасителями духа», о которых в свое время писал Николай Бердяев.
– Мы должны хорошо понимать, что каждый, принявший крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, призван к служению, – сказал соведущий семинара Дмитрий Гасак. – Когда мы говорим о служении, речь на самом деле идет о качестве сердца человека, о качестве веры, надежды и любви, и об этом можно судить по плодам – насколько вера и любовь является действенной, насколько она «осоляет» все вокруг.
После дискуссий по поставленным в докладах вопросам слово попросили Клаудио и Сильвана Кьяруттини, представители католического мирянского братства Шарля де Фуко. Клаудио рассказал, что жизнь братства вдохновляется примером жизни семьи Господа в Назарете, в том смысле, что это была простая жизнь простой семьи, поэтому все вдохновение их совместной жизни направлено на повседневную жизнь. Выразив согласие с тем, что жизнь служащего человека требует зрелости, Клаудио добавил, что духовная жизнь Западной Европы находится на низком уровне. В Европе есть большая нужда в живом общении, и в этом, может быть, служение их братства. Но сегодня крайне трудно находятся ответственные лица для этого, хотя нужда в служении существует. Сильвана добавила, что всегда есть страхи и затруднения в принятии важных решений, но уже то, что все собрались сегодня здесь, говорит, что голос Божий услышан:
– Ответить означает возлюбить, из чего следует, что любить – значит, служить. Нужно подумать: «Призван ли я служить, или я призван содействовать служению?» – сказала Сильвана и добавила, что если человек призван, значит, он сразу оказывается в положении служащего, и лишь потом возникают страхи и сомнения. Но если Голос услышан, значит, это призвание.
В заключение обсуждения Дмитрий Гасак напомнил прозвучавшую на конференции печальную статистику о качестве религиозного сознания россиян, приведенную социологами Левада-центра. Он еще раз повторил, что служение для верующих – вопрос принципиальный, это в чем-то вопрос жизни и смерти христианства в России.