Вначале он подробно рассказал собравшимся о том, что сделал в своей жизни о. Павел и, в частности, сколь много ему удалось создать во время пастырского служения в Пскове. Были перечислены несколько отреставрированных храмов, открытие школы регентов, гимназии, приюта для детей-инвалидов … Какая-то женщина вдруг крикнула из толпы: «Так вы же все это у него отняли!». Не моргнув глазом, протоиерей продолжил: «человеческая несправедливость» лишь помогла выявиться высшей справедливости. Оказывается, это … освободило о. Павла от хозяйственных дел и дало ему возможность заниматься тем, что у него лучше всего получалось – «душепопечением» (!).
Это – ложь №1. Все, знавшие о. Павла, могут подтвердить, что разорение (не просто устранение его как настоятеля, руководителя и т.п., а именно разорение) созданных им за многие годы приходов и приходских учреждений было страшным ударом, прежде всего, по собранным им людям. А их духовное окормление после этого погрома стало более чем проблематичным – особенно если говорить о детях и подростках, как больных, так и здоровых, поскольку школа, гимназия и приют фактически прекратили свое существование.
Ложь №2 прозвучала вскоре после первой. Проповедник сказал: необходимо внести ясность в то, что часть прихода храма Свв. Жен Мироносиц, где служил в последние годы о. Павел, составляла, как он выразился, «община, сформированная по благословению о. Георгия Кочеткова, известного московского священника». Внес он обещанную ясность весьма оригинальным образом: утверждением, что о. Павел «не разделял до конца их взглядов», а принял приведенных о. Георгием к Богу и в Церковь людей лишь по своей бесконечной любви и терпимости ко всякому человеку. «Формирование по благословению» - тоже ложь. То, что прошедшие с помощью о. Георгия полную катехизацию псковичи собрались в общину, разумеется, дело их собственной свободной воли.
Прот. Роман перечислил и ужасные «вольности» о. Георгия, в которых, разумеется, не участвовал о. Павел: «Он никогда не выносил Престол на середину храма, никогда не причащал мирян отдельно под двумя видами Тела и Крови Христовых, что доступно только священникам…».
Давайте, и в самом деле, внесем ясность. Престол на середину храма выносил не о. Георгий, а эксцентричный епископ Антонин (Грановский), уклонявшийся на время в обновленчество, и было это, как известно, 90 лет назад. Что же касается раздельного причащения, то прот. Роман скрыл от присутствовавших, что такая практика существует в Русской Православной Церкви с 1970-х гг., и что ввел ее на служении литургии св. апостола Иакова ни кто иной, как приснопоминаемый митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, а вслед за ним и еще ряд архиереев.
А о том, «до конца» или «не до конца» разделял о. Павел взгляды о. Георгия и его паствы, лучше всего говорит факт вступления о. Павла в созданное о. Георгием Преображенское братство – Содружество малых православных братств. Когда же один из священнослужителей прямо спросил у проповедника, знает ли он об этом, тот неожиданно ответил: «Знаю…», промямлил дежурное: «Прости», и пошел дальше. И это была единственная полная правда, исшедшая в тот день из его уст.
Большинство присутствовавших на отпевании, впрочем, ждали еще одной правды: слов покаяния и примирения от того, кто в течение более чем двадцати лет буквально сживал со свету о. Павла, отнимая и разрушая все созданное им, подвергая его судам, наказаниям, изливая на него устно и печатно потоки грязных и страшных слов. Не дождались…
Зато появилась ложь №4: публикация без всяких комментариев описанной выше проповеди на портале «Правмир». Хотя корреспондент этого портала присутствовал не только на отпевании, но и на поминках, организованных Преображенским братством, где неоднократно говорилось о членстве в нем о. Павла, демонстрировалась видеозапись его последней проповеди, произнесенной 3 августа и обращенной к паломникам из этого братства.
Поэтому приходится с печалью еще раз напомнить: ложь – не конь во спасение. А попытка распространять ее лишь способствует появлению новых разделений в Церкви.