Любить родину вопреки всему

«В страшных условиях они не разучились любить родину, не разучились прощать», – рассказали авторы фильма «Дольше жизни» Дарья Виолина и Сергей Павловский о его героях – жертвах советских репрессий
Авторы фильма «Дольше жизни» Сергей Павловский и Дарья Виолина
Авторы фильма «Дольше жизни» Сергей Павловский и Дарья Виолина

27 октября, в московском кинотеатре «Иллюзион» прошел показ и обсуждение документального фильма Дарьи Виолиной и Сергея Павловского «Дольше жизни» с участием авторов фильма.

Авторы фильма Сергей Павловский, Дарья Виолина, ведущий вечера председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак
Авторы фильма Сергей Павловский, Дарья Виолина, ведущий вечера председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак

Фильм посвящен жертвам репрессий – детям узниц АЛЖИРа (Акмолинского лагеря жен изменников родины), одного из казахстанских лагерей ГУЛАГа. Сюда на пять-восемь лет отправляли жен так называемых «врагов народа», не пожелавших отречься от своих мужей. Их дети до трехлетнего возраста могли оставаться с матерями в лагере, потом их отправляли в детдома, где из них старались воспитать «верных ленинцев».

Дарья Виолина рассказала, что погружение в тему для нее началось с желания снять фильм для семейного просмотра к столетию ее бабушки Лидии Михайловны Виолиной, бывшей заключенной АЛЖИРа. Так в 2009 году появилась первая документальная картина о женах изменников родины – «Мы будем жить». Дружба с детьми репрессированных и сотрудниками музейно-мемориального комплекса «АЛЖИР» продолжилась, и в 2010 году авторов фильма пригласили на встречу потомков узников лагерей Казахстана, приехавших со всех концов мира.

– Мы не планировали снимать фильм, просто мы познакомились с этими людьми, которые вспоминали свою жизнь и рассказывали о своих родителях. Мы поняли, что не имеем права это не снять, и мы снимали, – рассказала Дарья Виолина. – Свет, который излучали эти люди, вопреки всему, что им довелось пережить, невероятная несгибаемость их духа нас заворожили, и мы поняли, что хотим поделиться этим. Так родился фильм «Дольше жизни».

Судьбы героев – Азария Плисецкого, хореографа и брата известной балерины, дочери белорусского поэта Майи Кляшторной, актера Григория Острина, метростроевца Валентина Муравского, актрисы и писательницы Тамары Петкевич и других показывают историю XX века гораздо лучше любого учебника. И вместе с тем это не просто летопись страшных страниц нашей истории, а свидетельство о надежде. Зрители в зале начали плакать примерно на третьей минуте.


Отцы и деды

– Фильм «Дольше жизни» – очень пронзительный и честный документ о том, что в отношении детей «врагов народа» осуществлялась последовательная жестокая репрессивная политика, – сказала Галина Муравник, преподаватель Свято-Филаретовского института, чьи бабушка и дедушка были расстреляны в годы репрессий.

Галина Муравник, преподаватель Свято-Филаретовского института
Галина Муравник, преподаватель Свято-Филаретовского института

– Да, но хочу заострить: основная проблема не в том, что детей кто-то физически мучил и пытал, а в том, что в них воспитывали веру в то, что их родители – «враги народа», – сказал Сергей Павловский. – И герои нашего фильма – это вовсе не правило, а, по большому счету, исключение: это те дети, которые этому не верили, которые, последний раз видели маму в возрасте трех лет и сохранили о ней память на всю жизнь. Это в принципе про отношение маленького человека к своим родителям, которому все остальные взрослые люди говорят про маму и папу: «они плохие», а он почему-то им не верит и всю жизнь остается верным своим родителям.

Сергей Павловский, Дмитрий Гасак
Сергей Павловский, Дмитрий Гасак

По воспоминаниям одной из узниц АЛЖИРа, «пытка непониманием и ненавистью своей дочери была сильнее самого ужаса пребывания в лагере». Огромное большинство настоящих жертв – «манкуртов», отрекшихся от памяти о своих родителях, авторам фильма не встречались – они просто не приезжают на встречи потомков узников ГУЛАГа. О таких искалеченных людях рассказывается в книге одной из героинь фильма Тамары Петкевич «Жизнь – сапожок непарный. Воспоминания».

– С большой горечью я должна сказать, что таких людей мы встречали в следующих поколениях семей наших героев: им посчастливилось жить и взрослеть в гораздо более мирные годы, на их долю не выпало всех ужасов… Наши герои носят с собой фотографии своих мам, из последних сил ищут могилы родителей, из самых последних сил приезжают на эти могилы каждый год. А их дети и внуки почти не интересуются историей семьи, – добавила Дарья Виолина.

Дарья Виолина, Дмитрий Гасак
Дарья Виолина, Дмитрий Гасак

После просмотра один из выступавших рассказал историю о своей знакомой, студентке, родившейся после распада СССР, но охваченной ностальгией по «советскому союзу, колбасе за два двадцать, бесплатному образованию, космосу, армии и пр.» На вопрос, а как же быть с тем, что большая часть страны сидела в это время в лагерях, девушка ответить не смогла.

– Кто-то ел колбасу за два двадцать и тоскует об этом, а в это время его родители и деды без вины сидели в лагерях. Не непонятные враги, а отцы и старшие братья, – сказал Сергей Павловский. – Один из героев нашего фильма Григорий Острин вспоминает: «Мы, мальчишки, верили в то, что нам показывали в кино, играли в Чапаева… а о том, что папа и мама сидят в лагере, мы даже не думали». Ему было десять лет, его собственный отец был арестован, но ему это не мешало жить… Нас всех волнует геополитика, но главное не это, а то, что ты как человек можешь есть эту колбасу, когда твой отец сидит в лагере. И вопрос у всех должен быть в первую очередь к самим себе.

О силе и святости

– Хотя судьбы этих людей чрезвычайно трагичны, поражает светлое впечатление, когда смотришь на Майю Кляшторную, которая, стоя в Куропатах [место массовых захоронений жертв репрессий в Белоруссии – прим. авт.], сочувствует тем, кто все это творил – удивительная теплота и человечность. Фильм этой теплоте и человечности научает, – поделилась своим впечатлением Марина Наумова, проректор СФИ.

«Сострадание мое – к каждому, кто занимался уничтожением людей. Здесь люди убивали людей. У меня сострадание к тем людям, кто этим занимался, они видимо сами потом поняли… Как сказал распятый Христос: "Они не ведают, что творят"». Эти слова дочери расстрелянного белорусского поэта Тодора Кляшторного звучат ближе к концу фильма.

Майя Кляшторная. Кадр из фильма «Дольше жизни»
Майя Кляшторная. Кадр из фильма «Дольше жизни»

– Мы сами не могли сказать это от себя, мы не имеем такого права. А у нее это право есть, потому что она все это пережила, – сказал Сергей Павловский. – Для нас самая большая удача – то, что нам довелось встретиться с этими людьми, общаться с ними. Само общение с ними – это рассказ о святости XX века: не о том, сколько человек постился и молился, а о том, каково с ним рядом находиться и какой от него исходит удивительный свет, о чем бы вы ни говорили.

Сергей Павловский, Дарья Виолина
Сергей Павловский, Дарья Виолина

Герои фильма – очень сильные люди. Дети, выросшие без родителей, они в своей жизни «не сидели и не плакали». Майя Тодоровна Кляшторная, работая архитектором в Минске, возглавила в Куропатах исследовательскую работу по восстановлению памяти о таких же, как ее репрессированный отец. Валентин Дмитриевич Муравский, пройдя войну, немецкий плен и советский лагерь, строил метро в Петербурге. Отвергнув советы друзей забыть родных и начать «жить как все», он приехал в Казахстан, чтобы быть ближе к АЛЖИРу и общаться с матерью, возглавил группу «Поиск», вместе с которой отыскал могилу отца и тысяч других жертв в Левашово.

Валентин Муравский. Кадр из фильма «Дольше жизни»
Валентин Муравский. Кадр из фильма «Дольше жизни»

– Парадоксальное явление – именно эти люди, которых отчизна наградила таким детством и такой биографией, на самом деле любят свою родину, их и можно назвать патриотами. Они в таких страшных условиях не разучились любить не только ближних, но и родину, не разучились прощать, нашли силы для сочувствия. Говорят: «непатриотично ворошить прошлое». Нет, любить – не значит не замечать недостатков, не значит лгать себе и окружающим, что «все хорошо», когда ты знаешь, что не все было хорошо. Патриотизм совершенно не в этом, – добавила Дарья Виолина.

«Нет такой нации, которую бы Сталин пощадил»

Герои фильма самых разных национальностей: русские, белорусы, казахи, украинцы… Удивительным образом авторам удалось через живые свидетельства показать, что репрессии затронули людей всех национальностей, все союзные республики.

– Единственное, в чем нельзя укорить Сталина, так это в том, что он любил одну какую-то нацию или что он многих не любил, но кого-то пощадил: он не щадил никого, даже свою нацию. Наша страна была многонациональной, и, согласно справке НКВД, одновременно в АЛЖИРе были представительницы шестидесяти двух национальностей – привожу пример, чтобы были понятны масштабы этого безумия, – сказала Дарья Виолина.

По словам Сергея Павловского, такая картина сложилась под влиянием встреч с людьми – потомками репрессированных, сотрудниками музея и того подхода, который определяет в Республике Казахстана отношение к памяти жертв политических репрессий:

– В Казахстане вся политика на этом построена. Благодаря такой истории XX века, Казахстан – самая пестрая по национальному составу страна из бывших союзных республик – русские, немцы, белорусы, украинцы.

Сергей Павловский
Сергей Павловский

Объединяться «за», а «не против»

Многие выступавшие, особенно молодежь, говорили, что не хватает правдивой информации о том, что произошло – в школах и вузах, за редчайшим исключением, об этом не говорят. И еще один вопрос, который прозвучал из зала: как можно преодолеть ту расколотость и раздвоение народа, которое стало итогом страшного времени репрессий – ведь зачастую люди не могли довериться соседу, своим родным, – вокруг чего можно сейчас объединить людей, чтобы не было озлобленности, где искать точки соприкосновения?

Отвечая на эти вопросы, Дарья Виолина вспомнила слова Сергея Довлатова: «Сталин был тиран… но кто-то же еще написал четыре миллиона доносов».

– Помимо физического уничтожения людей, произошедшая катастрофа имеет далеко идущие последствия – прошло уже 100 лет, а мы все еще их расхлебываем. И народ все еще расколот. Хочется хотя бы остановить процесс раскалывания. Можно объединить какое-то количество людей вокруг памяти, вокруг сострадания к ушедшим, к прошлому, объединить неким вниманием к прошлому. Ведь можно заниматься не только своей страшно интересной жизнью «здесь и сейчас» в айфоне или телевизоре, но и немножко тратиться на то, что было до тебя: можно кому-то посочувствовать, прочитать чьи-то имена, – ответила Дарья Виолина.

Дарья Виолина
Дарья Виолина

– Принято чтить память погибших на Великой Отечественной войне. В моей семье погибших на войне не было, но ни на одну секунду мне не кажется, что это чья-то чужая жизнь. 9 мая я считаю великим праздником и всегда его отмечаю. Мне кажется, мы все должны немножко расширить рамки «это было со мной». У историка Екатерины Кузнецовой из нашего фильма тоже не было репрессированных в семье, но это не мешает ей заниматься этой темой, – сказала она.

Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства, от лица организаторов поблагодарил авторов за фильм.

– Мне кажется, ответ на вопрос, вокруг чего можно объединить людей, в том направлении, чтобы быть сильным, ответственным, способным различать добро и зло, уметь общаться и соотноситься с другими людьми – это и есть то самое чувство единства, которое характеризует народ, а не просто народонаселение, – добавил он.

Дмитрий Гасак
Дмитрий Гасак

Показ фильма приурочен ко Дню памяти жертв политических репрессий, который отмечается в нашей стране 30 октября. Завтра в этот день в Москве и более чем двадцати городах России пройдет акция «Молитва памяти». Подробнее узнать о том, как принять участие в акции можно здесь.

Дарья Макеева


Фото Дмитрия Писарева, Олега Свечникова

Сергей Павловский, Дарья Виолина, Дмитрий Гасак
Сергей Павловский, Дарья Виолина, Дмитрий Гасак
Сергей Павловский
Сергей Павловский
Дмитрий Гасак
Дмитрий Гасак
конец!