Богослужение возглавил вице-ректор семинарии – епископ Новосанжарский Вениамин (Погребной). Архипастырю сослужили: руководитель отдела по дела семьи Днепропетровской епархии протоиерей Андрей Пинчук, преподаватели и студенты духовной школы в священном сане.
После чтения Священного Писания владыка Вениамин и о. Андрей Пинчук обратились к богомольцам с наставлением в своих проповедях.
После причастного стиха проповедь о житии и подвигах святого апостола Иакова произнес студент IV курса богословско-миссионерского факультета Петр Кирдей.
Служение редкого Литургического чина стало уже традицией в миссионерской духовной школе. В этот день семинарский храм посещают как прихожане, так и выпускники семинарии – священники и миряне.
Почти все присутствующие приступили к причастию Святых Христовых Таин.
* * *
Чинопоследование Литургии апостола Иакова берет свое начало в Иерусалимской христианской первообщине, первым епископом которой был апостол Иаков. До IX века Литургия апостола Иакова служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай, но впоследствии сохранилась только в Иерусалимской Церкви и на острове Закинф в Греции.
Это богослужение несколько отличается от чинопоследований более поздних византийских Литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста – многое в этом богослужении кажется необычным для современного верующего. Например, при произнесении ектений диакон обращается не к алтарю, а к молящимся; читаются книги не только Нового, но и Ветхого Завета, причем чтение Священного Писания совершается в центре храма; по-новому звучат хорошо знакомые молитвы и провозглашения: «Горе будем иметь ум и сердца» или «Паки и паки, и непрестанно Господу помолимся».
Отличается также порядок малого входа с Евангелием и Великого входа со Святыми Дарами – священнослужители не выходят на амвон, а обходят храм торжественной процессией. Во время Великого входа вместо «Херувимской» поется «Да молчит всякая плоть...».
Литургия содержит древние просьбы о братьях, которые подвергаются гонениям и принимают мученический венец. Выразительность молитвословия Литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, возвращается назад, и воззвание на Литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет чувства близости к ним, единства с ними во Христе.
Отдельные моменты Литургии намного упрощены и более понятны, чем в современных чинах – свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова.
Особенностью данной Литургии является также причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми (такой порядок был характерен и для Литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века). Все это погружает человека в древнехристианскую церковную среду.
В России до XX века Литургию апостола Иакова почти не знали. В 1970 году служение этой Литургии в день памяти апостола Иакова было возобновлено в Ленинградских духовных школах по благословению приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) и сейчас совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви. В Петербургских духовных школах эта практика прервалась в 1990-е годы и была возобновлена в 2010 году.
Пресс-служба Днепропетровской епархии
www.eparhia.dp.ua