Председатель оргкомитета конференции первый проректор СФИ Дмитрий Гасак выразил надежду, что эта встреча позволит «открыто, свободно, не торопясь и не слишком оглядываясь назад, говорить о том образе церковной жизни, который соответствовал бы новозаветному призванию Народа Божьего и тому времени, в котором мы живем».
В качестве отправной точки для такого разговора была выбрана евхаристическая экклезиология – богословская концепция протопресвитера Николая Афанасьева, первая и, возможно, единственная на сегодняшний день попытка целостно реконструировать норму церковной жизни и ответить на вопрос, что делает церковь Церковью.
Своим размышлением об итогах «этой дерзновенной попытки» и о вопросах, которые ставит богословская реконструкция отца Николая, широко воспринятая христианами Востока и Запада, поделился заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ, член Межсоборного присутствия РПЦ Давид Гзгзян.
Евхаристическая экклезиология, в которой Церковь понимается прежде всего как собрание Народа Божьего, стала альтернативой так называемой универсальной эккллезиологии, в которой акцент делался на внешней иерархической структуре церкви. Отец Николай сумел показать, что «Церковь не есть лишь только священноначалие и суть церковной жизни не покрывается каноническим правом». Он восстановил представление о Церкви как о даре новой жизни, которая созидается Христовой любовью и «проявляется в необозримой россыпи личностных ее воплощений и способов благодарения Бога и друг друга за обретенное пространство жизни “не от мира сего”», – сказал Давид Гзгзян.
Среди исследователей евхаристической экклезиологии были и ее сторонники, и те, кто противопоставлял ей представление об иерархии как «основном созидательном начале Церкви». Вместе с тем даже те, кто принимал идеи отца Николая, сталкивались с трудными вопросами и противоречиями, пытаясь согласовать эту богословскую концепцию с жизнью эмпирической церкви. Так, без ответа остается вопрос о том, какое церковное собрание можно считать «местной церковью». О том, как были восприняты идеи отца Николая в православной богословской мысли второй половины XX века, рассказал старший преподаватель СФИ Николай Клюев.
Своим видением противоречий между широко воспринятой богословской концепцией отца Николая и современной практикой православных церквей поделился профессор Университета имени Аристотеля в Салониках Петрос Василиадис. Он высказал и предположения о том, в каких направлениях можно развивать идеи евхаристической экклезиологии, какие богословские выводы можно из нее сделать.
«Евхаристическая экклезиология помогла нам заново открыть подлинную природу Церкви и Евхаристии», – сказал профессор Василиадис. Он напомнил, что в раннехристианских общинах, опыт которых попытался реконструировать с своем богословии отец Николай Афанасьев, «евхаристия воспринималась не как мистический культ, но как предвосхищение Царства Божьего, явление подлинной жизни в общении и единстве».
Вместе с тем, как отметил профессор Давид Гзгзян, вопрос о «плоти жизни евхаристической общины, личностных отношениях членов народа Божьего» отец Николай практически обошел молчанием, видимо, оставив его тем, кто эту норму будет пытаться воплощать в жизнь.
Что такое евхаристическое собрание как целое и кого можно назвать его членом? Кто и как собирает в евхаристическое собрание? Каково содержание служения царственного священства и воплощается ли оно в современной приходской практике? Эти и другие вопросы будут обсуждаться далее на богословском форуме.
Ежегодная научно-богословская конференция СФИ «Евхаристическая экклезиология сегодня: восприятие, воплощение, развитие» собрала более 80 человек из 20 городов. Конференция продлится до 12 мая.
Софья Андросенко
Фото Александра Волкова
www.sfi.ru