Продолжая тему питания души, мы вместе с детьми нашего Свято-Екатерининского православного братства пошли в Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Пригласили гостей – друзей и знакомых.
Постигать большое искусство в одиночку, самостоятельно, можно, но довольно сложно, особенно детям. Залы картинных галерей кажутся бесконечными и скучными. Обычно дети быстро устают. Поэтому мы пришли в музей с нашим экскурсоводом – Ольгой Севостьяновой, членом Союза художников, преподавателем Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Ольга Николаевна подготовила специальную экскурсию для детей, в было место для личного размышления и совместного поиска.
Начали с портретного зала.
– Зачем писали эти портреты?
– Вон, папа с детьми… Может, вернулся из командировки, а дети так ждали?
[[MEDIA5]]
[[MEDIA6]]
– Потрет старушки…Она вроде бы грустная и в тоже время веселые глаза и улыбка. Она уже многое знает, многое прожила. Что было в ее жизни?
– Хотели нарисовать, кому что важно – кто-то вон читает, кто-то грустит, кто-то смеется, кто-то хитрит. Жизнь!
Но видели мы не только «жизнь». Картина В. Максимова «Больной муж» надолго приковала внимание детей, не смотря на свои небольшие размеры.
– Почему муж написан темными красками, а жена светлыми?
– Почему закрыто окно, ведь единственный свет на картине именно оттуда?
– Он выздоровеет?
Подошли к картине «Княжна Тараканова» К. Флавицкого.
– Княжна Тараканова? А я думала, Золушка! Вон и мышки бегают!
– Это тюрьма, крысы и вода! Не было этого в «Золушке», ее топят!
– Почему художник то написал?
– Боль, страдание.
– Ей холодно!
У ребят недоумение: почему княжна не убежала, когда началось наводнение, как так можно, чтобы не открыть узникам двери, не спасти их? Вышли на разговор о несправедливости жизни и о страдании.
[[MEDIA12]]
Долго стояли у портрета собаки! Оказывается, и такие бывают. Наверно, любимый пес художника Репина Пегас.
– Сколько в глазах любви и преданности к хозяину!
Было удивительно, с какой любовью художник написал эту картину. А дети удивлялись, неужели собака сидела и позировала ему?
Кстати, задумались и о том есть ли у творчества временные рамки? Сколько пишется картина? Пейзаж, портрет? Ольга Николаевна оставила нам возможность самим подумать об этом. Были варианты – от двух часов до года.
Заканчивали нашу экскурсию около «Христа» В. Поленова.
Детей удивили руки – «они натружены», взгляд – «он то ли грустный, то ли добрый, то ли решительный», «Он о чем-то думает, неотмирный», «на кого Он так смотрит? На грешницу или на фарисеев? По взгляду сложно понять…», ботинки – «они же современные!».
Дети не устали, несмотря на полуторачасовую прогулку по музею. И это было лишь несколько картин в трех залах.