Князь Владимир: 1000 лет спустя

29 января 2015
Под Петербургом на Тихвинских Рождественских чтениях говорили о значении князя Владимира сегодня

Одновременно с общецерковными Рождественскими чтениями в разных регионах страны также проходили чтения на ту же тему — о князе Владимире, со времени кончины которого в этом году исполняется 1000 лет, и его цивилизационном выборе.

Не исключением стала и Тихвинская епархия, в которой в течение одного дня, 21 января, прошли IX Рождественские образовательные чтения «Духовно-исторический выбор равноапостольного князя Владимира и современная российская действительность: изжитое прошлое или живая перспектива?». Организаторы — Тихвинская епархия, правительство Ленинградской области и администрация города Тихвина.

Больше пятисот участников, среди которых традиционно были педагоги (чтения — образовательные), а также духовенство и миряне, причем не только из Тихвинской епархии, но и со всей Санкт-Петербургской митрополии, собрались на пленарное заседание в местном Доме культуры города Тихвина.

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав начал работу Чтений с выступления о значении князя Владимира для нашего времени. Позднее он продолжил эту тему в своем интервью газете «Кифа», говоря об острой необходимости просвещать народ сегодня — и в отношении знания и понимания литургических текстов, и в отношении Священного писания, а главное — в отношении самой жизни, в которой важно исполнять заповеди, данные нам Богом.

Выступления первых докладчиков — профессоров Андрея Зубова из Москвы и Петра Бухаркина из Петербурга — сразу показали высокий уровень форума. Оба профессора с разных сторон говорили об уроках, которые мы можем извлечь из жизнь князя Владимира сегодня.

Андрей Борисович Зубов начал с того, что изменение целой цивилизационной парадигмы, как это было случае князя Владимира, — это нормально. Причем выбирать можно не самую победоносную парадигму, которой в то время был ислам, а ту, что ближе сердцу. Совершенно очевидно, что князь Владимир сделал не политический, а личный, сердечный выбор — иначе бы не произошло всех тех изменений в его жизни и в жизни страны, о которых мы знаем. И то, что христианство в то время уже находилось во многом в состоянии упадка, что христианские народы уже переставали связывать свою жизнь с верой и больше склонялись к обрядоверию, не помешало Владимиру принять христианство именно как жизнь, а не только как вероучение.

Профессор Андрей Зубов
Профессор Андрей Зубов

Мы привыкли к легендарной сказке о выборе веры князем Владимиром, но в его случае это было настоящим подвигом веры и жизни — «ведь все мы здесь взрослые люди и понимаем, что такое отказаться человеку от гарема, который столько лет имел, или отменить смертную казнь во все еще диком варяжском государстве». Князь Владимир начал строить школы и даже отдал под них свои загородные резиденции, в которых раньше и были гаремы, — и его дети и внуки были уже культурнейшими людьми своего времени. Но самым большим подвигом князя Андрей Зубов назвал отказ от социального деления: после его прихода к вере варяги перестали быть на Руси высшим, а славяне — низшим слоем. Князь Владимир победил древнерусский национализм.

Однако, несмотря на личный подвиг веры князя Владимира и некоторое просвещение его дружины, вся Русь была «крещена, но не просвещена». С этого замечания, завершавшего доклад Андрея Зубова, начал свое выступление Петр Евгеньевич Бухаркин. Его тема была более узкой: «Наследие князя Владимира и пути русской культуры», и Петр Евгеньевич обратил внимание участников чтений на три момента из жизни князя. Во-первых, князь Владимир сознательно включил историю Руси в историю христианского западного мира. Это нам прекрасно демонстрирует начало «Повести временных лет», написанной всего через сто лет после жизни князя — срок необычайно малый с точки зрения истории. Во-вторых, христианство воспринималось на Руси как преодоление себя, то есть преображение. Неслучайно именно в то время появились жития страстотерпцев Бориса и Глеба: христиане призваны нести миру совершенно иную весть, чем мир, возможно, хотел бы услышать. И наконец, третья черта древнерусской литературы — это понимание, что происходящие лишения, например, татаро-монгольское иго — результат греха народа, а не какое-то несчастное стечение обстоятельств. Такое отношение абсолютно противоположно всякому самодовольству, к которому со временем очень часто переходит от неофитства как отдельный христианин, так и целые христианские народы. Будем ли мы принимать эту часть нашего культурного наследия, призывающую человека к преодолению и преображению себя и мира, зависит от нас, завершил докладчик.

Профессор Петр Евгеньевич Бухаркин
Профессор Петр Евгеньевич Бухаркин

Это были не единственные доклады конференции, вызвавшие большой интерес слушателей. На секциях, по которым разошлись участники во второй половине дня, они могли услышать сообщения зав.кафедрой церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского института, к.и.н. Константина Обозного «Церковь Христова и власть Кесаря: имперское искушение православия в России» и доцента РГПУ им. Герцена и Свято-Филаретовского института, к.филол.н. Юлии Балакшиной «Авторская исповедь Н.В. Гоголя: в поисках новой этики». Многим запомнились доклады старшего научного сотрудника Энциклопедического отдела Института филологических исследований СпбГУ, к.и.н. Кирилла Александрова «Ценностный выбор князя Владимира и российская катастрофа ХХ века: пути осмысления и преодоления травматической национальной памяти» и настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в г. Сясьстрое свящ. Виталия Фонькина об «Опыте длительной катехизации в условиях современного небольшого прихода». Каждый доклад сопровождался содержательным и доброжелательным обсуждением.

На исторической секции
На исторической секции

Темы сообщений и обсуждений прошедших чтений были очень разными, о чем говорят и названия секций — историческая, литературная, музейно-педагогическая, епархиальная. Кстати, отдельной секцией был мастер-класс председателя Отдела образования Тихвинской епархии прот. Евгения Горячева, который он проводил для учителей и старшеклассников. Пожалуй, объединить всю работу Чтений можно не только их темой, но и словами святого Иоанна Кронштадтского, прозвучавшими в самом начале чтений: «Надо истинствовать в вере». Собственно, вся работа конференции и была ответом на вопрос, что же это такое — истинствовать в вере.

Докладчики исторической секции
Докладчики исторической секции
Священник Виталий Фонькин
Священник Виталий Фонькин
Анастасия Наконечная
Фото Игоря Феденко
загрузить еще