Христианская эпоха только начинается

15 сентября 2019
Проповедь священника Георгия Кочеткова в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября 2019 года
Усекновение главы Иоанна Предтечи; Греция; XVI в.; местонахождение: Греция. Афон, монастырь Дионисиат
Усекновение главы Иоанна Предтечи; Греция; XVI в.; местонахождение: Греция. Афон, монастырь Дионисиат

Дорогие братья и сёстры, сегодня мы вспоминаем Усекновение главы Иоанна Предтечи. Это событие, конечно, церковью воспринимается прежде всего как злодеяние – отсюда и строгий пост, потому что страдает праведник, страдает пророк – цвет и слава Церкви. Такова наша первая реакция на исполнение пророчеств: «Да, Илия придёт и восстановит всё; но говорю вам, что Илия уже приходил, но его не узнали и делали над ним всё, что хотели» (Мф 17:12).

Но, конечно, есть и другая сторона. Во-первых, такой пророк вышел на проповедь и сказал своё слово. Во-вторых, это слово было воспринято. Народ, пусть и не весь, но шёл к Иоанну. Да, это была только струйка людей около Иордана. Не будем преувеличивать. Когда говорится «весь народ шёл» – имеются в виду все слои общества, а не количество, потому что в Израиле был не только политический, но и духовный кризис, и этот духовный кризис мешал услышать, увидеть и исполнить то, что было народу предназначено. Многие вообще ничего не видели и не слышали – механически исполняли Закон как народную традицию, и всё. Некоторые что-то слышали и видели от Иоанна, но боялись исполнить, потому что понимали, что власть к таким пророкам всегда отнесётся недоброжелательно, мягко скажем. Казалось бы: чего особенного? Ну, придите, покайтесь – будет лучше, чище, светлее и радостнее жить. Нет, это опасно для власти – и духовной, и мирской, потому что чище-то чище, но тогда придётся менять что-то в самой системе власти – и той, и другой.

Это внутреннее требование перемен, конечно, всегда вызывает, вызывало и будет вызывать реакцию. Но не только негативную. Мы видим в этом действие Божье. Господь, несмотря ни на что, всегда находит человека, который способен понести бремя пророчества и не испугаться последствий, вплоть до смерти. Находит его и всё-таки находит людей, которые понимают, что покаяние имеет эсхатологический характер, то есть связано с пришествием Мессии, с пришествием Сына Человеческого и Сына Божьего. Так было, и есть, и будет. Коли Царство Небесное действительно приблизилось – а мы это ощущаем каждый день, – то покаяние ещё больше приближает нас к Царству Небесному, и не только приближает, но и как бы раскрывает новые реальности жизни. История движется к своему концу, и нельзя сделать вид, что ничего не происходит, и продолжать мириться с тем, к чему народ привык, о чём он думает и что делает. Только так может открыться путь примирения с Богом. Мир с Богом великая вещь, но он строится не по законам мира внешнего, мира сего, не по принципу «ребята, давайте жить дружно» – как такой как бы «мышиный» мир кота Леопольда. «Мышиного» мира не будет, а мир человека с Богом, народа с Богом, людей с Богом может и должен открыться.

Тут сами как-то напрашиваются параллели с нашей современной ситуацией в церкви, в обществе, в братстве, в нашей жизни, в наших сердцах. И мы должны понимать и чувствовать, что путь церкви, наш путь – сужается. Какие-то возможности открываются, а от каких-то надо уходить, от чего-то надо отказываться из прежней своей жизни, что прямо к этому пути не относится или ему противоречит. Не отреагировать на призыв Божий нам нельзя.

Если бы в Израиле не было Предтечи, то, наверно, не нашлось бы и тех, кто захотел бы слушать Иисуса из Назарета. Их и так было совсем мало: сначала просто горстка учеников, как в общине обычного ребе, а потом – всё побольше, но часто опять же начиная с каких-то самых отдаленных селений, с Галилеи и Заиорданья. Где Иудея, а где эта Галилея! И это вызывает вопросы: а приходит ли пророк, приходит ли Мессия из Галилеи? Когда надо, приходит! Не всё идёт из столиц, не всё идёт из политических, исторических и культурных центров. Многое начинается с простого, «снизу», с веры простых людей.

Священник Георгий Кочетков
Священник Георгий Кочетков

Мы тоже простые люди, и мы тоже хотим быть верующими. И мы тоже не знаем, откуда в наше время придёт пророк. Может быть, из столицы, а может быть, из далёкой провинции – например, с Дальнего Востока. Мы не знаем, откуда начнётся освобождение, но оно должно прийти – не с побоищ на улицах и не из высоких кабинетов, а с чего-то другого. Побоища на улицах напоминают события в Вифлееме после рождения Христа. И хотя младенцы, выступившие в Москве – не совсем младенцы, и буквально их не убивали, но какие-то параллели здесь тоже просматриваются. И для того чтобы выполнить своё служение и не остаться только младенцами и жертвами зла, нам нужно знать свой путь, нужно быть внимательными и стараться разумно и мужественно нести свой крест, умножать свой талант, принося добрый плод. Это зависит от каждого человека.

Действительно, дорогие братья и сёстры, посмотрите на тех, кто слушал Предтечу, а потом Господа Иисуса. Кроме того, что их было совсем мало, это был довольно простой народ, и слабые женщины, и дети. Среди самих учеников Господа было лишь несколько человек, о которых можно сказать, что они были как-то научены и разбирались в духовной сути происходящего. Редко обращают внимание, что несколько учеников Иоанна Предтечи перешли в общину Христа – те, кто сами наиболее остро восприняли покаяние и реальность приблизившегося Царства и грядущего Мессии. Среди них был и один из самых любимых Христом учеников – Иоанн. Это важно, чтобы понять их духовный настрой. Последователей Иоанна Предтечи часто называли сектантами, членами секты ессеев, но это было несправедливо. Никакими сектантами ученики Иоанна не были, так же как последователи и ученики Христа, даже если кто-то и выходил из каких-то сектантских сообществ. Но все ученики всё равно быстро менялись.

День Усекновения главы святого пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня, – это начало новой страницы истории, когда последний пророк Ветхого Завета ушёл и, значит, открылся путь для беспрепятственного установления эпохи Завета Нового. Новый Завет был установлен почти две тысячи лет назад, но он обновляется. Помните, в Ветхом Завете есть праздник Обновления Завета? Вот и сейчас такое время, когда обновляется Новый Завет. Именно сейчас, когда закончилась константиновская эпоха, которая была ещё как бы предхристианской, только и начинается собственно христианская эра, несмотря на все плодотворные тысячелетия, прошедшие от Христа до нашего времени. На это уже указывали некоторые проповедники Православной церкви. Это замечательно, удивительно, светозарно – но и опасно! Чтобы не запутаться, не искуситься, не соблазниться, не отойти, надо знать, где и как действует Бог.

Одновременно с избиением младенцев, одновременно с Богоявлением, одновременно с Боговоплощением начинается эпоха нового покаяния, нового откровения, нового пути – эпоха обновления Нового Завета. Это Тайна Божья. И как всегда, о Тайнах Божьих, о действии Божьем, как сказано в Писании, возвещать похвально (Тов 12:11), и мы должны это делать. Мы должны чувствовать, что посланы возвещать новую эпоху – постконстантиновское время как время обновления Нового Завета. Мы должны и научиться жить в эту эпоху – научиться жить вместе, в новой соборности и в мире.

Мы об этом уже имели возможность громко заявить на протяжении последних пяти лет. Неслучайно, как из бедной Галилеи пришёл Иисус, да ещё и со Своими учениками, в центр противоречий, в центр борьбы света и тьмы – в Иерусалим, так и сейчас для всего мира из несчастной России, для многих отдалённой и непонятной, – приходит Свет. Это Свет с Востока, и в то же время Свет оттуда, откуда его никто не ждёт. Пусть же этот Свет принесёт нам не просто радость, не просто озарение – пусть он принесёт всем нам новую Жизнь, Жизнь именно в обновлённом Новом Завете!

Аминь.

загрузить еще