«Храм – это движение к святости»

Чаще всего, чтобы по-настоящему открыть для себя искусство, нужен человек, который откроет тебе свою любовь к нему, поможет заглянуть в глубину художественного произведения и удивиться. Таким человеком стал для пришедших 15 июня в Камерный зал Поморской филармонии в Архангельске профессор Александр Михайлович  Копировский, прочитавший публичную лекцию «7 чудес России» и презентовавший свою книгу «Введение во храм»
Александр Михайлович Копировский
Александр Михайлович Копировский

Труден путь современного человека в храм. Многое в нем кажется непонятным, а иногда и мрачным. Несведущему человеку объяснят, что где находится, что нужно, а что нельзя делать. Но всё-таки он больше ориентируется на то, что нельзя. Не происходит тайны встречи человека с Богом, для которой и создан храм. А оказывается в него можно входить совсем иначе – так, как по апокрифическому преданию не вошла – вбежала Богородица, маленькая Мария, когда ее привели туда первый раз, – с радостью, стремясь к Богу и в общение с Ним.

Храм – это место встречи человека с живым Богом. И все в нем: архитектура, росписи, иконы могут помочь этой встрече. Так, как в храме Покрова на Нерли – одном из чудес, о котором рассказывал Александр Копировский. Снаружи он небольшой, похожий на человека, свечу, невесту, внутри – своей неожиданной высотой храм устремляет вошедшего к небу.

Лекция Александра Михайловича Копировского в Архангельске

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре – ещё одно чудо. Удивительно сохранившиеся до наших дней, они открывают человеку не царственного величественного Бога, а любящего, милосердного и сострадающего. Иоаким и Анна играют с маленькой Марией на фреске «Ласкание св. Марии свв. Иоакимом и Анной". Лик свт. Николая Чудотворца на другой фреске не грозный, а печальный, сострадающий. Он не просто благословляет, а как бы обнимает. Фреска Страшного суда выполнена в нежно-голубом цвете, фигуры – тонкие. Это царство света, чистоты и любви, все остальное просто сгорело.

Икона Св. Троицы преп. Андрея Рублева наполнена невероятным покоем, внутренним светом. Нет царственного подавляющего величия. Бог здесь – Красота, Любовь, Мир. По словам Александра Михайловича, человек познает сам себя у этой иконы.

Лекция Александра Копировского в Архангельске
Лекция Александра Копировского в Архангельске

Наверное, это и есть признак подлинного искусства, того, что оно «чудо»: перед ним человек может вырасти над самим собой и приблизиться к Богу. Это полет. По убеждению лектора храм – это движение к святости...

Но искусство всегда должно искать тот язык, который способен открыть современникам глубину. Невозможно всегда воспроизводить классические сюжеты, необходимы новые формы, способные тронуть человеческое сердце. Это понимал Александр Иванов, когда писал картину «Явление Христа народу». Сын профессора Академии художеств, он среди художников, пишущих картины на классические библейские сюжеты, искал сюжет, который бы помог окружающим заново открыть Христа. И у него получилось. Он изобразил приближение Христа к реке Иордан, когда его заметил  Иоанн Креститель. Но картине Христос – самая маленькая фигура. Все внимание уделено людям, ожидающим Его. Художник как бы заставил героев своей картины спросить себя: «Кто Он?» И если это Он, то задуматься о том, омылся ли ты перед встречей со Христом?

Лекция Александра Копировского в Архангельске

Ещё одним чудом России, по мнению лектора, можно назвать незаконченную картину Павла Корина «Реквием» или, как ее назвал Максим Горький, «Уходящая Русь». 1925 год. Уже 7 лет действует советская власть. Казалось бы, старая Россия уничтожена. Умирает патриарх Тихон. И вдруг на его похороны собирается старая Русь – епископы, монахи, нищие и простые люди. Художника Павла Корина, присутствовавшего на этом событии, поразила эта картина. Так появился замысел художественного произведения.

Как считает Александр Копировский, дореволюционную Русь уничтожили и вернуть старое нельзя, но можно преодолеть разрыв времени, не жить, как будто мы с другой планеты.

Лекция Александра Копировского в Архангельске

Отвечая на вопросы, профессор размышлял о храмах, которые могут создаваться сегодня. «Корень поиска – в царственной и смиренной простоте. Храм не должен кричать, подавлять. Невозможно подавить пятидесятиэтажное здание, стоящее рядом. Поиск нужно начинать, как начинали 2000 лет назад – с интерьеров. Что внутри, то потом перейдет наружу». Как человек будет чувствовать себя в храме – как букашка или испытает вдохновение?

Лекция собрала полный зал слушателей, около 300 человек. Хочется поблагодарить Александра Михайловича за простоту и глубину слов, за любовь к Церкви и искусству.

Татьяна Пархомович

 

Фото Андрея Подорова

Лекция Александра Копировского в Архангельске
Лекция Александра Копировского в Архангельске
Лекция Александра Копировского в Архангельске
загрузить еще