Братья и сестры!
Мы слышали сейчас повествование о расслабленном, о том, как исцелил его Иисус. Поэтому и эта неделя называется «неделей о расслабленном». Почему же среди столь важных в Церкви послепасхальных недель, когда идет еще этот праздник, когда каждое воскресное евангельское чтение с такой необыкновенной силой утверждает нас в вере в Воскресшего Господа, почему вдруг появляется этот рассказ, рассказ о расслабленном? Вы слышали, что в Иерусалиме было поверье — кто первый войдет по возмущении воды в Силоамскую купальню, тот исцелится. Исцелится, ибо ангел Господень придет, возмущая воду, и исцелит его. И вот, множество людей лежало около этой купели и ожидали возмущения воды. И исцеления там бывали, хотя и очень редко. Кто как объяснял это. Тут Господь подходит к одному из таких расслабленных, то есть паралитиков, по-нашему говоря, и спрашивает его сразу, без обиняков, ясно и просто: «Хочешь ли быть здоров?» Конечно, вы все ведь понимаете, когда Господь что-то делает, он хочет возвести ум и сердце человека к Единому Подателю благ — Господу и подготовить этого человека к вере в Мессию. Это вера целительна, она исцеляет всякого человека до конца. Но ведь человек прежде чем уверует, этого не знает. Ему надо сначала уверовать, и тогда для него здесь вопросов не будет. Но пока он не верит, что делать ему? Господь говорит расслабленному, слабому, несчастному человеку, больному человеку, расслабленному телом и, судя по всему, не только телом, но все-таки имеющему веру: «Хочешь ли быть здоров?» Тот так же просто Ему отвечает: «Конечно, Господи, хочу, но у меня нет человека, нет помощника, нет того, кто бы помог мне исцелиться».
У этого человека не было человека. Он испытывал одиночество. В наше время, когда одиночество становится роком для множества людей, и в молодости и в старости, многие люди его не выдерживают. До чего только не доходят от этой тоски, от этого одиночества. В наше время особенно понятно, когда у человека нет человека. Мы все испытывали и, увы, многие испытывают подобные состояния. Много знакомых, много вокруг людей, а человека рядом мы иногда не видим. И вот, дорогие братья и сестры, Иисус сразу сказал расслабленному: «Вот тебе твое исцеление — встань, возьми свою постель и иди». Сам! И правильно, дорогие братья и сестры, потому что если этому человеку откроется Человек с большой буквы, то ничего больше ему для исцеления не нужно. Никакой купальни, никаких ангелов. Просто встань, бери свою постель и иди.
И вот, выздоровел этот человек. Выздоровел, потому что поверил. Простой вопрос был обращен к нему Господом, и он ответил, и по простоте верующего сердца получил все чего желал.
Но было это в день субботний. Было это в тот день, который, казалось бы, менее всего подходил для такого рода исцелений, который был, оказывается, неблагоприятен для веры, неблагоприятен для любви, неблагоприятен для исцеления человека Человеком, для веры в Бога и веры в Человека. Для веры христианской, дорогие братья и сестры, ибо наша вера тоже может быть определена как вера в Бога и вера в Человека. И одного без другого не существует. Был этот день — субботний. Люди давно забыли о том, что суббота для человека, а не человек для субботы. И давно уже жили так, чтобы только исполнить предписания — «закон на закон, правило на правило». Исполняли они эту заповедь о соблюдении субботы, исполняли тщательнейшим образом, настолько тщательно, что с водой ребенка-то и выплеснули. И не узнали Человека, не узнали Господа — и осудили Его и того, кто поверил Ему.
Начинаются испытания, искушения того человека, который поверил. Ему говорят: «Кто Тот, Кто сказал тебе: "Возьми постель свою и иди? Объяви нам о Нем"». Здесь бесспорно — лукавство. Им нужно было знать Того, Кто нарушил, с их точки зрения, закон, Кто беззаконствует, Кто недостоин быть в народе Божьем. И слышат ответ: «Я не знаю». Просто «не знаю, — Кто сказал мне, Тот и сказал».
Но Иисус не хотел скрываться. Он не хотел, чтобы зло, пугая других, наступало. Как часто в наше время то одно, то другое зло агрессивно наступает. И пугает людей, так что они готовы спрятаться. Или отсидеться в своем уголочке. Пусть там будь что будет, а я посижу пока, я же не знаю, что будет. А ведь страшно. Вышел на свет Божий, и вот ты — под дулом пистолета.
Это и наша с вами ситуация, дорогие братья и сестры. Наша, конкретно наша, в том числе здесь, в этом соборе. Не буду пока приводить примеры, но они есть.
Так вот, братья и сестры, Иисус не спрятался, а Сам вышел, встретил этого исцеленного в храме и сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже». Это все, что сказал ему Господь. Но кажется, это почти общее место, трюизм. Не хочешь, чтобы с тобой было плохо, не греши. Кто из нас с вами этого не знает, дорогие братья и сестры! Но я вас спрошу по-другому. А кто из вас это знает? Кто из вас это знает так, чтобы мы видели это? Почему до сих пор так легко люди идут на грехи, зная, что это грех. Да потому что они не познали этого слова Господня.
Вот, дорогие братья и сестры, Господь утвердил этого человека в вере. Он привел этим словом Своим его к покаянию. Вера была и исцеление получил человек, но покаяния еще не было. Радость была благодарная, видимо, была, но покаяния всерьез еще не было. И Господь просто и ясно сказал: «Не греши». Это означало — друг мой, не греши, иначе хуже будет, ты же теперь ближе к Богу, тебе больше дано, и с тебя больше будут спрашивать. Ты не можешь жить теперь даже так, как жил прежде. Что прежде могло быть прощено, теперь не простится. Ведь у тебя теперь больше сил, на тебе и большая ответственность.
Так Господь утвердил веру. Так Господь воистину до конца по-божески поступил с этим человеком, несмотря на весь тот риск, которому тот подверг себя сразу, ибо «человек сей пошел и объявил иудеям, что Исцеливший его есть Иисус».
Аминь.