Каков потенциал братской жизни в церковной традиции?

03 апреля 2018
29 марта по благословению архиепископа Гомельского и Жлобинского Стефана в Гомеле прошла конференция «Православные братства в церковной традиции: характер деятельности и устроение жизни духовных союзов в эпоху великих перемен»
Архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан
Архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан

Конференция была инициирована членами Преображенского братства при поддержке Церковно-исторической комиссии Гомельской епархии и явилась первой попыткой взвешенного компетентного разговора заинтересованных лиц: исследователей темы и собственно, представителей этих самых «духовных союзов».

Владыка Стефан в своем начальном приветственном слове отметил важную роль братств в прошлом и оценил желание собирать и осмыслять исторический опыт. Для примера он привёл деятельность Гомельского отделения Могилёвского Богоявленского братства, совершавшего длительные и протяжённые крестные ходы с Могилёвской братской иконой по сёлам и местечкам края. Подобная подвижническая деятельность становилась примером для простых верующих более осмысленно и ответственно относиться к предмету своей веры и хранить её во время гонений и сомнений. Планируя разговор о братской жизни, устроители стремились связать события прошлого с современностью, увидеть не только созидательные моменты братской жизни, но и тенденции, выхолащивающие основания…

Несмотря на немногочисленность аудитории, разговор получился подробным и вдохновляющим. Количество же присутствовавших красноречиво свидетельствует о невостребованности данной темы в среде гомельской церковной общественности. Но, именно присутствие небезразличных, заинтересованных участников позволило компенсировать немногочисленность собрания качеством общения.

Доклад Владимира Лавренова, кандидата исторических наук, доцента, члена Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, почётного работника науки и образования, «Идея братства и примеры её воплощения в Русской православной церкви с древнейших времён времён до наших дней» поставил целый ряд вопросов, связанных с соотношением внутреннего содержания и внешних форм братской жизни, с восприятием братского движения как некоего вынужденного антикризисного явления в церкви, с присутствием неизбежного экклезиологического конфликта.
Владимир Лавренов
Владимир Лавренов
И, начиная с первого доклада мысль о братской парадигме церковной жизни, как единственной исконно христианской, звучала и усиливалась к завершающему докладу архимандрита Саввы (Мажуко) «Две экклезиологии прот. Сергия Булгакова», представившего некоторые размышления об экклезиологических взглядах прот. Сергия Булгакова, исключающих обособленность и отчужденность мирян от существующей иерархической схемы. Отец Сергий, по мнению архим. Саввы, выделяет две экклезиологии – софийную (связанную с идеей Богочеловечества и единения) и институциональную (клерикальную, когда иерархия превалирует над церковью), мирян определяя, как полноправных участников совершающейся тайны спасения и принесения Бескровной Жертвы. Первична Церковь, Ее Тело, Христос. Из церкви исходит иерархия, когда все ее члены имеют апостольское преемство, а значит, каждый и все вместе поставлены в ней на служение.
Архимандрит Савва (Мажуко)
Архимандрит Савва (Мажуко)
Выступление Андрея Скидана, бакалавра теологических наук Свято-Филаретовского православно-христианского института, члена Церковно-исторической комиссии Гомельской епархии, «Богослужебная практика сельских общин Восточной Гомельщины – элементы братской жизни в советской действительности», основанный на многолетнем изучении региональной богослужебно-обрядовой практики, убедительно свидетельствует, что стремление сохранять элементы общей жизни в народной среде присутствовало, несмотря на гонения и прессинг со стороны властей. Братское измерение церковно-общественной жизни, наиболее отчётливо выявившееся в деятельности институциализированных братств, вполне присуще народному самосознанию, а поэтому широко представлено в обрядах и обычаях региона Поднепровья и пограничья Гомельщины-Брянщины-Черниговщины.
Андрей Скидан
Андрей Скидан
На примере деятельности Гомельского братства, начиная с 1897 года, панорамно представленной в докладе Ирины Грищенко, старшего преподавателя кафедры «Социально-гуманитарных и правовых дисциплин» ГГТУ им. О.Сухого, «Гомельское братство: страницы истории», можно было увидеть определённые тенденции, свойственные многим епархиальным братским формациям, имеющим официальный статус. Кроме критического отношения к данным сообществам участники конференции пытались позитивно оценивать любые проявления церковно-общественной консолидации, сравнивая их с современной ситуацией атомизации и поляризации общества.
Ирина Грищенко
Ирина Грищенко
Сергей Юрис, декан довузовской подготовки ГГТУ им. О.Сухого, канд. ист. н., доцент в своём сообщении «Проблемы братского движения: история и современность» отметил некую цикличность братской активности в Русской церкви, которая имеет основания в особом желании религиозно настроенного человека активно реализовывать свои духовные устремления не только сугубо в церковной, но и в общественной жизни. По мнению докладчика, в настоящее время в многоконфессиональной Беларуси потенциал братской жизни менее всего можно увидеть именно в православной среде.
Сергей Юрис
Сергей Юрис

Одной из сквозных мыслей, высказанных на конференции, было утверждение онтологичности братской формы жизни. Очевидно, что в ряде случаев мы видим присутствие этой формы жизни и вне христианства, но именно христианство выводит его из исключительно социально-сакральной плоскости в мистическую область богообщения.

Одним из главных и вдохновляющих итогов конференции явилось предложение не оставлять возможности общения на актуальные насущные темы церковной жизни, так как современная цивилизация рождает множество сущностных не праздных вопросов, обращённых в первую очередь к церкви, но остающихся, к сожалению, без ответа. В церковной жизни не может быть провинциального подхода к вопросам жизни и смерти. как не может быть духовной периферии на географических окраинах. Там, где есть христианство, присутствует самое свежее, живое отношение к человеку и миру, способное предоставить нашему современнику всегда новую евангельскую весть.

Софийская община Преображенского братства

 

Фото Евгения Федосова и с сайта Гомельской епархии

загрузить еще