Конференция была инициирована членами Преображенского братства при поддержке Церковно-исторической комиссии Гомельской епархии и явилась первой попыткой взвешенного компетентного разговора заинтересованных лиц: исследователей темы и собственно, представителей этих самых «духовных союзов».
Владыка Стефан в своем начальном приветственном слове отметил важную роль братств в прошлом и оценил желание собирать и осмыслять исторический опыт. Для примера он привёл деятельность Гомельского отделения Могилёвского Богоявленского братства, совершавшего длительные и протяжённые крестные ходы с Могилёвской братской иконой по сёлам и местечкам края. Подобная подвижническая деятельность становилась примером для простых верующих более осмысленно и ответственно относиться к предмету своей веры и хранить её во время гонений и сомнений. Планируя разговор о братской жизни, устроители стремились связать события прошлого с современностью, увидеть не только созидательные моменты братской жизни, но и тенденции, выхолащивающие основания…
Несмотря на немногочисленность аудитории, разговор получился подробным и вдохновляющим. Количество же присутствовавших красноречиво свидетельствует о невостребованности данной темы в среде гомельской церковной общественности. Но, именно присутствие небезразличных, заинтересованных участников позволило компенсировать немногочисленность собрания качеством общения.
Доклад Владимира Лавренова, кандидата исторических наук, доцента, члена Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, почётного работника науки и образования, «Идея братства и примеры её воплощения в Русской православной церкви с древнейших времён времён до наших дней» поставил целый ряд вопросов, связанных с соотношением внутреннего содержания и внешних форм братской жизни, с восприятием братского движения как некоего вынужденного антикризисного явления в церкви, с присутствием неизбежного экклезиологического конфликта.Одной из сквозных мыслей, высказанных на конференции, было утверждение онтологичности братской формы жизни. Очевидно, что в ряде случаев мы видим присутствие этой формы жизни и вне христианства, но именно христианство выводит его из исключительно социально-сакральной плоскости в мистическую область богообщения.
Одним из главных и вдохновляющих итогов конференции явилось предложение не оставлять возможности общения на актуальные насущные темы церковной жизни, так как современная цивилизация рождает множество сущностных не праздных вопросов, обращённых в первую очередь к церкви, но остающихся, к сожалению, без ответа. В церковной жизни не может быть провинциального подхода к вопросам жизни и смерти. как не может быть духовной периферии на географических окраинах. Там, где есть христианство, присутствует самое свежее, живое отношение к человеку и миру, способное предоставить нашему современнику всегда новую евангельскую весть.Софийская община Преображенского братства
Фото Евгения Федосова и с сайта Гомельской епархии