Какие храмы будут строить в Москве через пять лет

05 февраля 2016
Профессор СФИ Александр Копировский, преподаватель курса «Эстетика и религиозное искусство», о тенденциях развития храмовой архитектуры.

26-30 января в рамках XXIV Рождественских чтений в Москве состоялся Фестиваль православного зодчества, иконописи и сакрального искусства «Дом Господень». На фестивале подводили итоги и награждали победителей открытого архитектурного конкурса, представляли новые издания и проекты, читали доклады. Александр Копировский, кандидат педагогических наук, профессор СФИ, преподаватель курса «Эстетика и религиозное искусство», поделился своими впечатлениями от фестиваля и размышлениями о тенденциях развития храмовой архитектуры.

Храмы будут проще

Очевидно стремление к минимизации. Современные проекты легче и чище того, что предлагалось несколько лет назад. Упрощаются формы, тщательнее и тактичнее идет работа с деталями, но все же стилизация остается стилизацией. Упрощение часто обосновывается «малобюджетностью», в то время как оно должно выводиться из христианской целостности, как точно заметил еще на прошлогоднем фестивале епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий, архитектор по светскому образованию. В своем докладе он сказал тогда: «...мы стоим на пороге создания нового пласта церковного искусства». Небольшие провинциальные города и поселки нуждаются в «христианском минимализме», в «максимально универсальной» архитектуре. Стремление к этому сейчас есть, хотя и не всегда последовательное.

Приходские комплексы вместо одиноких храмов

Наметилась еще одна хорошая тенденция — проектировать сразу целый комплекс зданий вместе с храмом. Это говорит о том, что сегодня церковная жизнь уже абсолютно точно понимается не только как богослужебная. Но, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев такой храмовый комплекс выглядит как замок средневекового феодала или надежно защищенный монастырь посреди города. Он часто представляют собой замкнутую форму, не обращенную к окружающему его городу. А что если проектировать не приходской комплекс, а целый квартал? Попробовать вписать храм в пространство улицы, не выделять его искусственно из городской среды? И не пытаться делать его доминирующим, в принципе отличающимся от остальной застройки? Возможно, это подскажет новые решения, новое место храма в современном городском пространстве.

Храмы будут меньше

Бюджетные ограничения помогают работать более взвешенно и точно, малые формы иногда дают архитекторам большую свободу. Сегодня многие ставят вопрос и о том, что масштаб храма должен быть соразмерен приходской общине, ее нуждам и возможностям содержания храма. Такой комплексный, целостный подход, стремление к более тесному сотрудничеству архитекторов с теми, для кого строится храм, несомненно, откроет новые возможности. Он же таит в себе огромное количество сложностей и неудобных вопросов. Но без них не будет развития. Главный вопрос — а кто же эти верующие, представляющие собой приходскую общину? Как выявить круг тех, кто готов брать на себя ответственность за храм?

Но открытий пока нет

Сегодня в полную силу заработала индустрия храмостроительства и «храмоблагоукрашения», и заработала по-своему хорошо. Но содержательные вопросы пока еще в полной мере не ставятся, по-настоящему новые идеи не предлагаются. Как заметил в своем выступлении президент Союза архитекторов Андрей Боков, строить и проектировать храмы стали лучше, чем в 90-е годы, разумнее, строже. Но добавил: «И все же мы испытываем определенное разочарование. Открытий нет».

Вся концепция храмостроения в Москве исходит из представления о «Святой Руси», воспроизводит образ города и страны константиновского периода жизни церкви, тогда как мы живем в обществе, которое часто совсем не радуется строительству храмов в парках и на площадях. Нежелание признавать эту действительность также не дает увидеть современную ситуацию такой, какая она есть, и найти в ней адекватное и органичное место для храма.

Где же искать источник новизны?

В профессиональной области, конечно, должен быть своего рода контроль качества, нельзя больше допускать «развесистую клюкву». Эксперименты возможны и даже необходимы, но они не должны быть бессмысленными.

А вот в области жизни церкви хотелось бы видеть больше поиска. Нам все еще хочется размаха и внешней красоты, мы не столько строим храмы, сколько воплощаем сказку, свою тоску по потерянному миру дореволюционной России. Конечно, общество истосковалось в ХХ веке, устало от грубости и бесчеловечности советской эстетики, мы не насладились в полную меру изысканной храмовой архитектурой эпохи модерна и сейчас пытаемся нагнать упущенное.

Поэтому в каком-то смысле мы только начинаем поиски, несмотря на прошедшие 25 лет активного храмового строительства. Возможно, стоит несколько сбавить темп и уделить внимание тому, без чего невозможно развитие церковного зодчества: воцерковлению архитекторов и просвещению верующего народа.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк на торжественном открытии фестиваля и выставки «Дом Господень»
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк на торжественном открытии фестиваля и выставки «Дом Господень»

Период ностальгии затянулся. Время требует движения не по поверхности, а вглубь. Нужно больше думать о содержании и наполнении жизни церковного собрания, и не только богослужебной. Если жизнь пойдет впереди строительства, хочешь – не хочешь, придется искать какие-то варианты, а между тем — задействовать, как в начале 90-х годов, под церковные нужды подвалы и чердаки, помещения в зданиях любой формы и размера. Это позволит выйти за пределы стереотипов, начать строить храм не от формы и внешних ассоциаций, а с опорой на осмысленную потребность общины.

Когда церковь в полноте выявит себя в первую очередь как собрание верующих людей, когда начнут обновляться все формы жизни церкви, тогда, мы верим, родятся и новые формы церковной архитектуры.

Текст подготовила Александра Строцева
Фото с сайтов:
Гильдия храмоздателей
Программа строительства православных храмов в г. Москве


загрузить еще